Бытие – это философская категория, обозначающая все сущее и существующее, в противоположность полной пустоте не-бытию.
Развитие онтологии и подходы к ней
Проблема бытия является фундаментальной для всей философии. С попытки осмысления бытия, определения его сущности, а также места человека в нем началась философская мысль как на западе, так и на востоке. Определение бытия остается важной и принципиальной задачей на протяжении всей истории философии не исключая и современность, поскольку внутренний посыл любых философских размышлений исходит из вопроса о самоопределении, о попытке понять человека, его природу, сущность, назначение и место в мире, а это невозможно без определения самого мира, во всем многообразии его форм и проявлений, охватывающих как сферы материального, нематериального, а также сверхъестественного, которое представлялось древним философам, не менее реальным чем все прочее. И также как стремление человека проникнуть в глубины собственной сущности никогда не сможет быть удовлетворено, так и определение бытия, понимание мира никогда не достигнет своего предела, но будет изменяться от эпохи к эпохе в соответствии с изменениями в самом человеке.
Античные философы понимали бытие как совокупность всего существующего. Противоположностью бытия выступала пустота, ничто, которое рассматривалось у некоторых философов как вполне существующее явление, другие же отрицали его принципиальную возможность. Так, например, Демокрит рассматривает бытие как совокупность атомов, движущихся в пустоте, а Парменид напротив, отрицает само существование пустоты, весь мир для него един, и кроме бытия нет вообще ничего.
Средневековые схоласты ассоциировали бытие с богом. Бог и все божественное являлось бытием, все же не принадлежащее богу и противное ему попадало в категорию небытия. В Новое время под бытием стало пониматься лишь то что существует сейчас, как в материальном, так и идеальном плане, в то время как несуществующее или же отмершее стало составлять небытие, связанное с бытием диалектической связью противоречия-отрицания.
Хайдеггер рассматривал бытие как восстающий из ничто способ понимания сущего и существующего, своеобразный путь по которому проходит человек или общество. Для Сартра бытие не более чем тождество человека самого с собой, которое в конечном счете не более чем пустота. Таким образом, несмотря на определенную очевидность понятия бытия, его смысловое значение может сильно варьироваться в зависимости от точки зрения философа и его попытки определения сущности и места личности в этом бытии.
Субстанциональный подход. Идеализм и материализм.
Одним из способов определения бытия является выявление его природы. В качестве таковой принято признавать субстанцию.
Субстанция – это независимое и самозарождающееся первоначало, к которому можно свести все многообразие бытия.
Под субстанцией понимается некое фундаментальное понятие, которое лежит в основе всего бытия, всех его проявлений и форм, задает им одну, сродственную природу, благодаря которой все эти формы могут существовать вместе. Вопрос о субстанции появился в тот момент, когда мыслители осознали ограниченность мифорелигиозного подхода к пониманию мира и подвергли его критическому пересмотру. Именно тогда на место богов потребовалось нечто иное, что позволило бы объяснить, как возникновение, так и природу бытия.
Уже в древнегреческой философии формируются два альтернативных подхода к пониманию природы субстанции:
- материалистический,
- идеалистический.
Материалистический подход предполагает, что в основе бытия лежит материя. Представления о материи в течением времени сильно изменялись. У натурфилософов в качестве материи выступают стихии – вода, воздух, огонь. У Демокрита – атомы, как мельчайшие и неделимые частицы. Философы Нового времени понимают материю как вещество, имеющее атомарное строение и подчиняющееся законам механики. Наконец, современное понимание материи сформулировано В.И. Ленином и включает в себя все проявления реальности, которые доступны для фиксации человеку и при этом существуют независимо от него. Таким образом, материя включает в себя не только вещество, но и энергию (которые способны взаимопревращаться друг в друга), а также любые другие неизвестные на данный момент, но принципиально существующие формы реальности.
Идеалистический взгляд исходит из первичности идеального, духовного по отношению к материальному в бытие. Именно идеальное бытие воспринимается в качестве реальности, в то время как видимое материальное бытие трактуется в качестве его отражения. Первые идеалистические концепции были предложены Пифагором ставившем в центре бытия число, и Платоном с его представлениями и мире идей. В темные века идеалистической субстанцией считался бог. В Новое время понимание бога меняется, он начинает сливаться с природой (пантеизм Спинозы), или выступать высшей идеальной субстанцией среди многих прочих (монадология Лейбница). В качестве идеальной субстанции рассматривается и Разум, а в период критики классической философии его место занимает Воля (Мировая Воля у Шопенгауэра, Воля к власти у Ницше).
Формы бытия
Бытие охватывает всю реальность во всех ее проявлениях, а потому имеет множество форм:
- бытие вещей,
- бытие человека,
- бытие социального.
Бытие вещей или материальных тел охватывает природу, т.е. ту часть бытия которая существует независимо от человека, параллельно с человеком и продолжит свое существование если человечества в какой-то момент не станет. При этом бытие вещей подразделяется на естественную природу и искусственную. Особенностью последней выступает то, что человек создал ее предметы или явления.
Рассматривая бытие человека можно отметить, что с одной стороны он существует как природная вещь в мире вещей, т.е. удовлетворяет свои естественные потребности необходимые для физического существования, а также существует специфическим, лишь одному человеку присущим образом – социально. Социальное существования своим продуктом имеет вторую природу человечества – культуру со всем многообразием ее материальных и нематериальных объектов, идей, понятий, теорий, когда создаются и накапливаются человечеством.
Социальное бытие – это сам процесс существования и воспроизводства общества.