Козлов Алексей Александрович ($1831 – 1901$) русский философ-идеалист, публицист, чьи взгляды сформировались под влиянием учения Густава Тейхмюллера, философские размышления которого строилась на доктрине персонализма, так же называлась доктриной спиритуализма, панпсихизма.
Спиритуализм – философское течение, противостоящее материализму, считающее началом вещей дух. В обиход понятие вводится Лейбницем в $17$ веке.
Основные последователи спиритуализма
Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Г. Тейхмюллер, А. Козлов, С. Аскольдов.
Мыслители данного философского учения различно именовали свои доктрины: Г. Тейхмюллер – персонализмом, А. Козлов – панпсихизмом.
Панпсихизм имеет в основе своего учения представление о всеобщей одушевлённости природы.
Формирование философской системы А.Козлова
Философия А. Козлова оказала влияние на дальнейшее развитие русской философии и её представителей: Е.А. Боброва, С. А. Аскольдова, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева.
В университетский период для Козлова наибольшим интересом пользовалась философия Л. Фейербаха и Ш. Фурье.
Во втором браке у него родился сын, получивший фамилию от имени отца – Алексеев С., взявший псевдоним – Аскольдов, под которым продолжал философскую линию своего отца.
В период преподавания в межевом институте, активно выступал с пропагандой социалистических идей, за что был вынужден покинуть пост преподавателя. Продолжая свою общественную деятельность, был близок с многочисленными революционными направлениями, был знаком с Н. А. Ишутиным – русским революционером, социалистически-утопичного характера, руководствующийся принципом «цель оправдывает средства». За такие знакомства Козлов с $1858$ года находился под полицейским надзором. В $1866$ году его арестовывают по подозрению причастности к Каракозовскому делу, заключавшемся в неудачном покушении на Александра $2$.
Спустя шесть месяцев заточения в Петропавловской крепости, он выпускается из тюрьмы, с дальнейшим запретом жить в Москве и Санкт-Петербурге, что приводит к переезду Козлова в Калужскую губернию.
В этот период Козлов начинает своё тесное знакомство с философией, в частности с трудами Ю. Фрауенштадта «Письма о философии Шопенгауэра» $1872$ год. С данного момента Козлов становится страстным поклонником философии Шопенгауэра, пропагандируя его идеи. Систематично изучая философию, Козлов публикуется в печати с философскими работами.
Первым философским трудом Козлова становится двухтомное изложение сочинения ученика Шопенгауэра Э. Гартмана «Философия бессознательного». В $1876$ году он пишет свою первою самостоятельную работу «Философские этюды», в которой заключалась идея защиты философии и её статуса строгой науки.
В том же году Козлов получает приглашение преподавать на философском факультете Киевского университета. В этот момент он разворачивает активную литературную деятельность. Все его работы в газетах имели, как правило, критические и полемические настроения. Его эффектный и бойкий стиль выделил Козлова среди философских публицистов. Вскоре масштаб его личности осознал ограниченность журналов, в которых он издавался, что привело к открытию своего журнала «Философский трёхмесячник». Это был первый чисто философский журнал в России.
Новый творческий этап Козлова ознаменовался неудовлетворенностью философа метафизической волей Шопенгауэра, что послужило поиску иных источников вдохновения. Так Козлов обращается к учению Г. Лейбница и его последователей. Таковым был Тейхмюллер, которого Козлов считал «звездой первой величины». Вся дальнейшая философия Козлова воспроизводила идеи данного немецкого мыслителя.
Философскую систему, которую сформировал Козлов, он именовал панпсихизмом, в котором остро обозначал проблему бытия. Его источником, как полагал Козлов, служит первоначальное сознание.
Это сознание является простым и непосредственным и представляет три области:
- сознание о содержании
- сознание о форме
- сознание о нашей субстанции
Эти понятия ложатся в основу формирования бытия.