Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы анализа объема производства и качества продукции

Задачи анализа объема производства и реализации товаров

Анализ работы любого предприятия начинается с исследования показателей объема выпуска продукции и ее качества.

Основными объектами анализа являются:

  • Объемы производства и реализации товаров по ассортименту в целом;
  • Качество продукции;
  • Структура продукции;
  • Ритмичность производства и сбыта товаров.

Ключевыми задачами проведения анализа изготовления и сбыта продукции являются:

  • Определение степени соответствия текущих показателей плановым, оценка динамики производства/реализации товаров;
  • Оценка степени влияния различных факторов на величину данных показателей;
  • Определение внутрихозяйственных резервов повышения выпуска и реализации товаров;
  • Разработка мероприятий, направленных на освоение выявленных резервов.
Замечание 1

Показателями объема производства являются товарная, валовая и реализованная продукция.

Статья: Методы анализа объема производства и качества продукции
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

К валовой продукции относится стоимость всех произведенных товаров и выполненных работ, а также незавершенное производство.

Товарная продукция по большинству элементов совпадает с валовой, однако, в состав товарной продукции не включается изменение остатка незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства, стоимость переработанного сырья заказчиков. Таким образом, товарная продукция – это готовые изделия, полуфабрикаты и выполненные работы промышленного характера.

Реализованная продукция – это стоимость отгруженных и оплаченных товаров покупателем.

Объем производства продукции анализируется по стоимостным и натуральным показателям. Сравнивая темпы роста стоимостных показателей и натуральных, можно определить факторы, которые влияют на исследуемые показатели. Возможны такие варианты:

  • Темп роста стоимостных показателей выше темпа роста натуральных, что говорит о изменении объема продукции из-за роста цен;
  • Темп роста натуральных выше темпа роста стоимостных показателей, что свидетельствует о изменении объема товаров из-за роста физических объемов.
«Методы анализа объема производства и качества продукции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды анализа

На сегодняшний день существуют три вида анализа объемов производства продукции и ее качества:

  • Оперативный анализ;
  • Ретроспективный анализ;
  • Перспективный анализ.

Оперативный анализ направлен на исследование возникающих ситуаций экономического характера при подготовке управленческих решений:

  1. Выявление величины отклонения фактических показателей от запланированных;
  2. Определение внутренних причин и внешних, которые вызвали данное отклонение;
  3. Оценка сложившейся ситуации со стороны выполнения договоров и обязательств;
  4. Подготовка вариантов управленческих решений по результатам анализа.

Проведение оперативного анализа основано на данных бухгалтерского и управленческого учета. Данный вид анализа ориентирован на выполнение суточных, сменных, месячных и других заданий по изготовлению продукции, и проводится для быстрого реагирования управленческого звена предприятия на отклонение текущих экономических процессов от плановых.

Источником информации для ретроспективного анализа служит статистическая отчетность, данные управленческого и бухгалтерского учета. Данный вид анализа используется при подведении итогов исполнения бизнес-плана за квартал и год.

Содержание управленческого анализа составляет прогнозный анализ объемов производства и качества товаров, который применяется для оценки альтернативных решений управления и выборе наилучшего из них.

Анализ качества продукции

Определение 1

Под качеством продукции понимается вся совокупность свойств данного товара, которая обуславливает степень его пригодности, способность удовлетворить покупательские предпочтения согласно его назначению. Количественные характеристики какого-либо свойства продукции, составляющие ее качество, называются показателями качества товаров.

Показатели качества могут быть обобщающими, индивидуальными и косвенными. Обобщающими показателями являются:

  • Качественный и удельный вес товаров в общем объеме выпуска;
  • Удельный вес товаров, соответствующих мировым стандартам качества;
  • Удельный вес экспортируемых товаров;
  • Удельный вес аттестованных товаров.

Индивидуальные показатели отражают полезность, надежность и технологичность товаров.

К косвенным показателям относятся штрафы за некачественные товары, объемы и удельный вес забракованных товаров, потери от брака и др.

При анализе проводится исследование динамики данных показателей, выполнения плана по уровню, причин их изменений. Качество продукции – это такой параметр, который оказывает влияние на стоимостные показатели деятельности предприятия: выпуск продукции, прибыль и выручка от реализации.

Ка было отмечено, к косвенным показателям качества товаров относится брак. Он может быть исправимым и неисправимым, внутренним, который был выявлен еще на предприятии, и внешним, выявленным в процессе эксплуатации потребителем. Выпуск бракованных товаров обуславливает рост их себестоимости и как следствие снижение объемов товарной продукции, снижение прибыли, рентабельности.

Для товаров, качество которых определяется сортом, могут быть рассчитаны такие показатели:

  • Доля товаров каждого сорта в общем объеме выпуска;
  • Средние коэффициенты сортности:
  • Количество товаров высшего сорта к общему объему;
  • Стоимость товаров всех сортов к вероятной стоимости по цене высших сортов;
  • Средневзвешенная стоимость изделия в сопоставимых ценах.

При анализе исследуется динамика брака по абсолютному количеству и по удельному весу в общей сумме выпущенных товаров, определяются убытки от брака и объем потери продукции, затем исследуются причины понижения качества товаров и допущенного брака по местам его появления, центрам ответственности, ведется разработка мероприятий по их скорейшему устранению.

Можно выделить следующие основные причины снижения качества товаров:

  • Низкое качество сырья;
  • Плохая организация производства;
  • Низкий уровень технологий;
  • Низкая квалификация рабочих;
  • Низкий технический уровень оборудования;
  • Аритмичность производственных процессов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot