Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкуренция на внутреннем рынке

Понятие рынка. Особенности национального рынка

Формирование рыночных отношений и экономических моделей, построенных на них, заняло не одно столетие. В основе данного взаимодействия лежит обмен, который выгоден как продавцу, так и покупателю. При совершении сделки купли-продажи каждый из них преследует свои цели. Другой особенностью рыночных отношений стала свобода все субъектов отношений. Предприниматели стремятся к получению дохода способами, которые они выбирают сами. Покупатели руководствуются лишь собственными интересами и потребностями. Еще одним условием функционирования рыночных отношений стала ограниченная роль государственного вмешательства. Историческое развитие хозяйственных структур показало несостоятельность централизованной модели управления экономики, поэтому в настоящее время государство воздействует на нее через государственные закупки, фискальную политику и трансфертные платежи.

Статья: Конкуренция на внутреннем рынке
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Национальные экономические системы включают в себя совокупность рынков, обслуживающих основные направления хозяйственной жизни страны. Например, в большинстве государств существуют рынки производства, труда, потребления, финансовые и фондовые рынки, информационные, ресурсные, энергетические и так далее. Пропорции долей рынков складываются под влиянием специфики развития каждой страны в отдельности.

Национальная экономика России проходит стихийную стадию становления. Связано это с тем, что лишь около тридцати лет назад произошел переход от централизованной модели к рыночной. Причем для этого был выбран путь «шоковой терапии», когда все хозяйственные процессы были отпущены для того, чтобы они могли самостоятельно стабилизироваться. Поэтому в настоящее время российская экономика во многом отстает от темпов роста хозяйственных систем развитых государств в силу объективных причин. Стабильность национальных экономик во многом зависит от их способности конкурировать в международных торговых отношениях.

«Конкуренция на внутреннем рынке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Таким образом, рыночные отношения стали основой экономик большинства стран мира. Они строятся на принципах свободы субъектов, ограниченной роли государства и взаимовыгодного обмена. Границы национальной экономики определяются внутренними процессами, происходящими на территории того или иного государства.

Понятие и виды конкурентной борьбы

В экономической теории под конкуренцией понимается борьба между производителями за лучшие условия и большую часть потребительского спроса. Однако, конкурентное состязание при определенных условиях может создаваться и между покупателями. Конкуренция выполняет ряд важнейших функций, которые лежат в основе рыночных отношений:

  1. Формирование равновесной цены на товары и услуги.
  2. Влияние на стоимость и распределение доходов в зависимости от количества вложенного труда.
  3. Способствование перераспределению средств между отраслями народного хозяйства.
Замечание 2

Конкуренция имеет множество видов, например, по масштабам распространения могут выделять: индивидуальную, местную, отраслевую, межотраслевую, национальную и глобальную.

В зависимости от характера развития она может быть ценовой и неценовой. Первая представляет собой методы ведения борьбы за счет сильного снижения цен на однородные продукты или услуги. Вторая включает в себя множество подходов, реализующих маркетинговые мероприятия, работу с оптимизацией себестоимости и производственных издержек, улучшение каналов сбыта, стимулирование продаж и другого. Наиболее часто в экономической литературе выделяют следующие виды конкурентной борьбы:

  • Монополии, где главенствует один производитель товаров или услуг. Он самостоятельно определяет цену и объемы сбыта. Такие конкурентные рынки часто складываются естественным путем в отраслях, которые предполагают наличие одного производителя. Поэтому деятельность монополий часто регулируется государственным законодательством.
  • Олигополии или рынок нескольких продавцов представляет собой отношения, основанные на негласном договоре. Конкурировать в открытую для участников обычно не выгодно. Они делят между собой рынок сбыта, а также устанавливают цену, которая удовлетворяет большинство производителей. Борьба возникает при желании нового игрока выйти на рынок, а также в случае, если несколько производителей объединяются против одного конкурента.
  • Рынок монополистической конкуренции характеризуется множеством продавцов и покупателей, которые не могут оказывать значимого влияния на состояние рынка. Однако, каждый производитель стремится к монополизации свойств и характеристик собственной продукции. Такой вид конкуренции складывается в сфере массового потребления.

Конкуренция на внутреннем рынке

Внутри национальной экономики действуют свои законы конкуренции. Помимо монополий, монопсоний, олигополий и олигопсоний, а также монополистической конкуренции могут рассматриваться и другие виды конкурентной борьбы. Рассмотрим наиболее характерные из них:

  1. Конкуренция может возникать внутри отрасли. Ее особенностью является производство взаимозаменяемых однородных продуктов или услуг. Предприятия вступают в борьбу за более выгодные условия и получение сверхприбыли. Такая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс, оптимизацию себестоимости, ликвидацию слабых производителей.
  2. Межотраслевая конкуренция возникает между предпринимателями, которые борются за более выгодное использование капитала. Такой вид конкурентной борьбы возникает между производителями по причине неравномерности производственных мощностей, а значит, получения итогового дохода. Здесь конкуренция стимулирует модернизацию в отраслях, рост эффективности производства, перестройку экономических процессов.
  3. Горизонтальная конкурентная борьба возникает между продавцами одного и того же продукта или услуги. Здесь действует неценовая конкуренция, производители стремятся улучшить условия сбыта, качество товара и послепродажного обслуживания.
  4. Вертикальная конкурентная борьба характеризует взаимоотношения между производителями различных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot