Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценообразование на рынке конкуренции

Предпосылки возникновения рынка конкуренции

Рыночная модель экономических отношений складывалась в ходе эволюции человечества. Постепенно хозяйственные связи между людьми развивались и усложнялись. В основе любого экономического взаимодействия лежит выгодный обеим сторонам сделки обмен. Продавец получает доход, а покупатель решает свою текущую потребность. Количество операций купли-продажи резко увеличилось с началом использования денег, как единого эквивалента ценности благ.

В ходе исторического развития общества субъекты постепенно выделились в отдельные независимые друг от друга коммерческие единицы. Каждый из производителей преследует свои цели, самостоятельно определяет, в каком направлении работать и какой продукт производить. Кроме того, он распоряжается своей прибылью по своему усмотрению. Покупатель так же не ограничен в собственном выборе. Он руководствует лишь потребностью на текущий момент времени.

Статья: Ценообразование на рынке конкуренции
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Централизованная модель управления экономикой, где главенствующая роль отводилась государству, показала себя несостоятельной. Модель, основанная на рыночном механизме, создала условия для более гибкого реагирования со стороны хозяйственной системы на постоянно меняющиеся запросы общества.

Одним из важнейших элементов рынка является конкуренция. Она возникает по причине свободы и независимости действий субъектов экономических отношений. В экономической науке конкуренция представляет собой борьбу между производителями за более выгодные условия и большую долю рынка сбыта. Однако, при определенных условиях конкуренция может складываться и между покупателями.

Конкурентная борьба имеет множество видов и классификаций. Чаще всего ее делят по масштабам распространения на индивидуальную, отраслевую, межотраслевую, национальную и общемировую. Выделяют так же ценовую и неценовую конкуренцию. Кроме того, существует градация моделей конкурентных рынков в зависимости от количества игроков на рынке, барьеров входа, специфики условий функционирования производителей. Здесь речь идет о совершенной и несовершенной конкуренции. Последняя, в свою очередь, включает в себя модели монополии, олигополии, монопсонии и олигопсонии, а также монополистической конкуренции.

«Ценообразование на рынке конкуренции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Понятие ценообразования и его задачи

В общем виде ценообразование представляет собой процедуру установления цены на товар. Под ценой понимается количество денежных средств, за которое продавец готов реализовать свое благо, а покупатель готов его приобрести. То есть, сущность цены заключается в совершении взаимовыгодного обмена между производителем и потребителем. Цена может складываться под влиянием рыночных отношений, а также через централизованное управление и назначение цены на продукцию или услуги государством. Конкретного определения понятия ценообразования не существует, однако, есть более-менее точные попытки его передать. Цена на благо определяется, прежде всего, производственными затратами, а также искусством посредника, либо самого производителя в умении реализовывать товар или услугу.

Хотя ценообразование для каждого субъекта хозяйствования имеет свою специфику, все-таки оно выполняет ряд важнейших задач, общих практически для всех экономических агентов:

  1. Покрывает производственные расходы и приносит прибыль производителю.
  2. Учитывает взаимозаменяемость продукции.
  3. Решает множество социальных проблем.
  4. Помогает реализовать различного рода политические программы.

Установление правильной цены на продукцию позволяет производителю при благоприятной конъюнктуре рынка заработать больше денег. Под взаимозаменяемостью продукции понимается возможность покупателя выбирать из однородных товаров тот, который стоит дешевле. Обычно потребителя не интересуют затраты продавца на продукт.

Современная экономика перестала быть стихийным образованием. Цены формируются не только под влиянием рынка, но и корректируются с помощью инструментов государственной политики в области ценообразования.

Ценообразование на рынке конкуренции

В зависимости от типа действующей конкуренции ценообразование в условиях рынка обретает определенные черты:

  • Только в условиях совершенной конкурентной борьбы, где действует множество продавцов и покупателей, не способных оказывать значимое влияние на параметры возможно равенство предельных издержек, цены и предельной прибыли. При этом важно соблюдать следующие правила. Производство продукции имеет смысл, если доходы превышают расходы. Так же необходимо выпускать такой объем продукции, который позволит получать доход равный предельным издержкам.
  • Монополистическая конкуренция характеризуется так же наличием множества продавцов и покупателей. При этом каждый производитель стремится к монополизации, занимаемой им ниши. Каждый субъект ведет свою ценовую политику, не особо ориентируясь на поведение конкурентов. Получается, что единица продукции требует больших затрат на производство, чем в условиях совершенной конкуренции. Обособленность производителей приводит к тому, что лишь в краткосрочном периоде они могут придерживаться общего уровня цен и объемов выпуска, при условии, что это соотношение даст максимальный доход.
  • Для олигополии характерно наличие нескольких крупных ведущих продавцов. Как правило, существует лидер, за которым следуют остальные. Специфика подобной конкуренции создает условия для формирования общего уровня цен для всех производителей. Цену определяет лидер рынка. Демпинг является одним из средств исключения конкурента с олигополистического рынка.
  • В условиях монополии цена устанавливается лишь одним продавцом. Ее рамки могут устанавливаться государственным регулированием с целью сохранения доступности продукции для широких масс населения.
Замечание 1

Современная рыночная модель отношений предполагает неценовые методы конкурентной борьбы. Однако, производителям приходится ориентироваться на общий уровень цен, существующий в том сегменте рынка, где они реализуют свою деятельность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot