Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды и типы экономического рынка

Типы экономического рынка

Типы рынка определяются соотношением количества продавцов и покупателей на рынке.

Определение 1

«Рынок», как экономический институт, представляет собой систему экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), а также внутри групп продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), организованный для обмена продуктов труда (товаров, услуг и работ) продавцов («предложение») на денежные средства покупателей («платежеспособный спрос») с целью получения определенной выгоды (прибыли) наиболее эффективным способом для всех субъектов рынка.

Продавцы представляют на рынке «предложение», то есть любой продукт труда, который находиться на рынке, храниться на рынке или может быть туда доставлен для целей обмена и получения выгоды (прибыли).

Статья: Виды и типы экономического рынка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Покупатели на рынке представляют «платежеспособный спрос», то есть осознанную потребность в продукте труда, который удовлетворяет их нужды в чем-либо, обеспеченную платежными средствами, как правило, деньгами.

Для того, чтобы охарактеризовать существующие основные типы рынка, рассмотрим ситуации, возникающие на рынке в зависимости от количества основных субъектов (игроков) – продавцов и покупателей.

В зависимости от количества субъектов рынка с обеих сторон, возможны следующие ситуации, представленные на рисунке ниже:

Типы экономического рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Типы экономического рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как мы видим, существует 9 различных вариантов типов рынка, которые характеризуются своими особенностями поведения игроков на рынке.

«Виды и типы экономического рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Мы рассмотрим только так называемые чистые типы, которые определяются степенью ограничения конкуренции (рыночной концентрации).

Выделяют следующие типы рынков:

  1. чистая монополия (квадранты 2 – 3), в общем случае представляет собой такой тип рынка, который состоит из одного продавца (может быть представлен государственной организацией, частной регулируемой монополией (организация, фирма) или частной нерегулируемой монополией) и несколькими или многими покупателями;
  2. монополистическая конкуренция (квадрант 5), – это тип рынка, который состоит из относительно большого количества (как правило, 10 – 40) продавцов, которые предлагают продукты труда (товары, услуги, работы), имеющие значительные вариации как по качеству, так и по цене достаточно большому количеству покупателей. Характерными особенностями данного типа рынка являются острая конкуренция среди организаций продавцов, отсутствие значительных барьеров при проникновении на рынок, наличие фирменной дифференциации товаров фирм- конкурентов, различная ценовая политика.

    При этом типе рынка существует проблема взаимоприспособления действий среди групп, конкурирующих между собой организацией. Это основное отличие монополистической конкуренции от типа рынка «свободной (чистой) конкуренции» и типа рынка «чистой монополии»;

  3. олигополистическая конкуренция (квадрант 6), представляет собой тип рынка, который представлен небольшим количеством (7 – 10) доминирующих крупных организаций (продавцов), которые предлагают продукты труда (товары, услуги, работы) для всего рынка или для его большей части. В этом случае продавцы предлагают, как продукты труда (товары, услуги, работы) схожие или взаимозаменяемые, так и значительно отличающиеся по своим характеристикам друг от друга. Особенностью данного типа рынка является наличие достаточно значительных барьеров для вхождения на рынок новых продавцов.

  4. свободная конкуренция, или совершенная конкуренция (квадрант 9), представляет наиболее широко представленный в экономике тип рынка, главной особенностью которого является присутствие на рынке более 40 продавцов, а также покупателей какого-либо схожего товара (пшеницы, сахар, леса, цветных металлов и т.д.). Наиболее яркие представители данного типа рынка являются обычные городские рынки, различного рода ярмарки, товарные биржи. Для рынка свободной (совершенной конкуренции) характерны такие особенности как мобильность применяемых ресурсов, четкая информированность продавцов и покупателей, быстрое изменение используемых технологий по организации и управлению производством и реализацией продуктов труда (товаров, услуг, работ).

Виды экономического рынка

В зависимости от продуктов труда (товаров, услуг, работ) которые предлагаются для обмена в экономической теории выделяют следующие виды рынков:

  • рынок факторов производства;
  • рынок товаров, услуг, работ;
  • финансовый рынок;
  • рынок интеллектуальных продуктов.

Рассмотрим классификацию и основные характеристики данных видов рынков.

Рынок факторов или ресурсов производства, представляет собой группу взаимосвязанных между собой видов рынка: рынок трудовых ресурсов; рынок капиталов; рынок недвижимости или земли. Взаимосвязь данных видов рынков определяется соотношением спроса и предложения. При изменении спроса на один ресурсов соответственно изменяется предложение другого ресурса.

Рынок товаров, услуг и работ представлен всем многообразием товаров, услуг и работ, который продавцы предлагают на рынке

Замечание 1

Финансовый рынок достаточно разнообразен и многолик. Предметом купли-продажи на данном рынке выступают финансовые ресурсы (как правило, деньги), которые продавцами ресурсов предоставляются в пользование покупателям различными формами.

Виды финансовых рынков можно классифицировать по нескольким признакам:

  • принципом возвратности финансовых ресурсов:
  • рынок собственности;
  • рынок долговых обязательств;
  • характером движения ценных бумаг:
  • первичный рынок ценных бумаг;
  • вторичный рынок ценных бумаг;
  • форма организации финансовых ресурсов:
  • организованные;
  • распределяемы;
  • по сроку предоставления финансовых ресурсов:
  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

Рынок интеллектуальных продуктов, включает в себя изобретения в области науки, инновации; различные информационные услуги, а также литературные произведения, формы искусства.

Также виды рынков можно классифицировать по географическому положению, характеру продаж, уровню насыщения, отраслевому критерию, демографическому принципу.

Виды рынков можно разделить на субрынки, рыночные сегменты.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot