Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Географический рынок СМИ

Определение 1

СМИ - это совокупность органов публичного распространения информации.

Понятие медиаэкономики

Определение 2

Медиаэкономика – это прикладное направление экономической науки, занимающееся изучением СМИ как отрасли национальной экономики.

Медиаэкономика рассматривает работу средств массовой информации в условиях рыночной экономики, предполагая, что для них присущи общие принципы ведения хозяйствования. Субъекты медиаиндустрии действуют независимо, создавая товары и услуги, востребованные потребителями. Основная их цель – получение прибыли. Медиапредприятия вступают в конкурентную борьбу друг с другом за доступ к аудитории, а также за рекламодателей, пользующих услугами СМИ.

Медиаэкономика является относительно молодой прикладной дисциплиной. В середине пятидесятых экономисты предложили создать научное направление, исследующее рынок и индустрию СМИ как отдельную отрасль хозяйствования. Несколько позже сформировалось направление медиаэкономикс, занимающееся вопросами экономии или полезного использования имеющихся производственных факторов. Получение прибыли медиапредприятиями строится на эффективном применении финансов, информации, творческого и интеллектуального труда, различного рода технических и технологических ресурсов.

Особенностью медиаэкономики является двойственность рынка сбыта. Медиапредприятия создают и товары, и услуги. Прежде всего, они производятся информационный продукт, где главным является содержание. Привлекая аудиторию медиапредприятия повышают собственный рейтинг, что делает их востребованными для рекламодателей. Субъекты хозяйствования продают доступ к аудитории, которая рассчитывается с производителем своим временем и вниманием. Некоторые специалисты считают, что предметом обмена между медиапредприятием и рекламодателем является не эфирное время или полоса в печатном издании, а сама аудитория, готовая к потреблению рекламного продукта.

«Географический рынок СМИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Медиаэкономика представляет собой молодое научное направление, занимающееся вопросами организации, планирования и прогнозирования коммерческой деятельности предприятий СМИ. Те предприятия, которые не зависят от рекламных доходов все равно вступают в конкурентную борьбу с коммерческими субъектами, что влечет за собой развитие отрасли, повышение инвестиционного интереса.

Особенность рынка СМИ

Доход медиапредприятий зависит от поступления денежных средств при реализации информационного содержания и доступа к аудитории. Для того, чтобы измерить эффективность функционирования субъектов хозяйствования СМИ применяются различные показатели, учитывающие специфику медиапредприятия. Статистика печатных изданий строится на показателях реализации тиража. Он в свою очередь делится на тираж по подписке и при покупке в розницу, а итоговым показателем является общий доход от одного выпуска журнала. Рекламодатели принимают решение о размещении рекламы исходя из доходности предприятия СМИ. Таким образом, характеристикой печатного издания является продажа по подписке и в розницу. На распространение газетных изданий влияет территориальное расположение издательства и особенности аудитории данной местности. Например, в западных странах газеты по подписке распространяются в утренние и дневные часы, а активная розничная продажа осуществляется вечером. Для теле- и радиовещания существуют рейтинги. Кинопрокат оценивает свою результативность путем вычисления общего объема продаж билетов в кинотеатр.

Из вышеперечисленных примеров видно, что рынок СМИ имеет следующие особенности, которые необходимо учитывать:

  1. Взаимодействие с аудиторией.
  2. Работа с рекламодателями.
  3. Деятельность на определенной территории.

Влияние географического положения на медиапредприятия

Разделение рынка СМИ в зависимости от территории предполагает его классификацию на:

  1. Общенациональный рынок.
  2. Локальные рынки.
  3. Региональные рынки.

Влияние географического расположения на медиапредприятие зависит от особенностей осуществления им своей хозяйственной деятельности. Географическое расположение рынка газетных изданий США часто совпадает с регионом их распространения, где происходит розничная реализация тиража. В Америке даже введен термин – зона розничной торговли, конкретизирующая территорию распространения определенного печатного издания. А вот в Северной Европы распространение газет происходит в основном по подписке, а значит, территорией распространения становится весь географический участок, где проживают потребители этого печатного издания. В Германии лицензию на осуществление коммерческой деятельности в сфере СМИ выдают региональные органы власти, что влияет на территорию распространения информационного продукта. Наиболее выгодным является распространение печатных изданий с точки зрения географии, так как их продажа не регламентируется на законодательном уровне.

Для понимания сущности географических рынков можно рассмотреть опыт США. Там введены следующие термины, детализирующие территориальную составляющую:

  • Статистическая зона метрополии - представляет собой город и прилегающие к нему районы. Основными критериями ее определения являются численность населения и его плотность. Для медиапредприятий так же важны показатели экономической активности домашних хозяйств, расстояние, преодолеваемое до работы.
  • Зона розничной торговли - показывает территорию, на которой осуществляется продажа газет. Эта зона определяется как географический рынок СМИ.
  • Зона города - показывает ту его часть, где наиболее активно осуществляется покупка газет.

Сложности возникают с определение географии распространения продукта медиапредприятия для теле- и радиовещания, а также для печатных изданий национального уровня. Продажа их продукта уходит далеко за пределы географических границ государства. Здесь рассматривается глобальный рынок распространения продукта медиапредприятий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot