Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Факторы и принципы оценки бизнеса

Понятия предпринимательства и бизнеса

Рыночная экономика подразумевает развития частной инициативы с целью получения прибыли. Именно прибыль стала главным стимулом формирования рыночных отношений. Для ее получения требовалось умение оценить спрос и наличие предложений, количество конкурентов. Кроме того человек, решившийся на проявление частной инициативы, должен был обладать склонностью к некоторому риску и готовностью нести ответственность за принятые решения.

Сегодня это называется предпринимательскими способностями или предпринимательским талантом. К выше перечисленным качествам следует еще добавить организаторские способности. Важным дополнением к этим деловым качествам является умение вести свои дела. Именно от слова «дело» и произошел термин «бизнес».

Определение 1

Бизнесом называется совокупность разрешенных законом видов деятельности, направленных на получение прибыли в результате использования имущества, выпуска товаров, выполнения работ или оказания каких-либо услуг для удовлетворения спроса потребителей.

Бизнес включает в себя такие виды деятельности, как производственная (предпринимательская), коммерческая, финансовая. Производственная сфера – это совокупность предприятий по выпуску товаров и услуг. Коммерческая сфера предполагает наличие сети предприятий по реализации произведенных кем-то товаров и услуг. Финансовая сфера отделилась от коммерческой и представлена предприятиями по продаже и приобретению ценных бумаг и валют, по, по кредитованию, осуществлению посреднических операций и страхованию.

По размаху деятельности, роли на внешнем и внутреннем рынках бизнес разделяют на крупный, средний и малый. Последний из этого списка является самым массовым в развитых странах мира. Он пользуется поддержкой государства, так как обеспечивает значительный процент занятости населения и способен быстро реагировать на колебания потребительского спроса.

Причины и сущность оценки бизнеса

Замечание 1

Оценка бизнеса – это совокупность приемов и методов, направленных на расчет и установление стоимости предприятия или фирмы (бизнеса) в денежном выражении на конкретную дату.

«Факторы и принципы оценки бизнеса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Потребность в оценке бизнеса в условиях рыночной экономики может возникнуть по ряду причин. Как и любой объект хозяйствования, бизнес может стать предметом купли-продажи. Для этого необходимо определить его рыночную стоимость (цену).

Цену могут пожелать определить и инвесторы. Тогда проводится инвестиционная оценка бизнеса. Ее цель – определить целесообразность вложения средств в какое-то дело, фирму и пр. Если предприятие подлежит ликвидации, то пайщики определяют ликвидную цену (ликвидная оценка). И уже после этого следует определить долю каждого из пайщиков.

Производят оценку бизнеса профессиональные оценщики. Это люди, обладающие специальным образованием и соответствующими навыками. Они обычно являются сотрудниками (представителями) оценочных, аудиторских и юридических фирм, банков страховых компаний.,

Принципы оценки бизнеса

Процедурах оценки бизнеса руководствуются следующими группами принципов:

  • принципы пользователя предприятием (основанные на представлениях собственника);
  • принципы, связанные с оценкой имущественного комплекса предприятия и максимальной эффективностью его использования (эксплуатация собственности);
  • принципы, связанные с условиями внешней рыночной среды.

Ведущим критерием первой группы принципов является определение степени полезности объекта собственности. Степень полезности является показателем стоимости бизнеса для его собственника. А принцип полезности состоит в том, что чем больше степень удовлетворения потребностей собственника, тем выше стоимость бизнеса.

Определение 2

Полезностью бизнеса называется его способность обеспечивать доход в данном конкретном месте и в данное время (или на протяжении какого-то определенного отрезка времени).

Исходя из этого, следующий принцип из этой же группы гласит, что стоимость бизнеса не может быть ниже стоимости подобных предприятий с такой же полезностью. А максимальная цена определяется путем изучения иных потоков доходов с такими же уровнями рисков и таким же качеством. Но аналогичный объект (замещающий) может не быть точной копией оцениваемого объекта.

С полезностью тесно связан принцип ожидания. Он означает предвидение (прогнозирование) полезности в будущем. То есть речь идет о том, какие выгоды получит собственник бизнеса в будущем.

Вторая группа принципов зависит от основных факторов производства – земли, рабочей силы, капитала и управления. Одним из основных принципов этой группы является принцип вклада. Он заключается в том, что стоимость бизнеса зависит от объема вложенных в него средств. Если внесение любого дополнительного актива в бизнес обеспечивает прирост дохода выше чем этот актив, то стоимость предприятия увеличивается.

К этой же группе относится принцип остаточной продуктивности. Он означает, что земля дает возможность пользователю уменьшить затраты до предела и извлекать максимальную прибыль.

Третью группу представляют следующие принципы:

  • принцип соответствия;
  • принцип регрессии;
  • принцип прогрессии;
  • принцип конкуренции.

Факторы оценки бизнеса

Определение 3

Факторами оценки бизнеса называются обстоятельства, влияющие на определение величины цены бизнеса в данное конкретное время.

На величину стоимости бизнеса влияют следующие факторы:

  • спрос;
  • доход, получаемый собственником;
  • время;
  • риски;
  • уровень контроля, получаемый новым собственником бизнеса;
  • показатель ликвидности бизнеса;
  • соотношения спроса и предложения;
  • наличие любых ограничений бизнеса.

Спрос – это фактор, который определяется вкусами и предпочтениями потребителей. А они, в свою очередь, могут зависеть от маркетинговой политики бизнесмена и возможностей управления бизнесом. Доход собственника определяется характером операционной деятельности. Прибыль от нее можно выразить соотношением доходов и расходов.

Время определяет степень изменения полезности бизнеса. Оно может иметь периодическое влияние (сезонные колебания). Но возможно и отражение общих тенденций изменения потребительских вкусов (мода). Соотношение спроса и предложения всегда выступало определяющим регулятором производства. Поэтому оно обязательно сказывается и на оценке бизнеса. Любые ограничения бизнеса снижают его стоимость.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot