Особенности политической экономии
Политическая экономия – это общественная наука, предметом которой являются рыночные отношения между макроэкономическими агентами – государством, обществом и индивидом.
Политэкономия использует не только теоретические экономические знания, но и знания по философии, социологии, политологии. Это направление стало основой современной классической экономической теории. Отношение к политэкономии не однозначное. Ее рассматривают, как совокупность экономики и политики. С другой стороны, она предстает как методологический подход к изучению социально-экономических явлений. Современное направление политэкономии сосредоточено на исследовании глобального распределения доходов.
Предметом исследования политэкономии выступает хозяйственная жизнь общества, социум и его поведение, а также социальные связи. Методы изучения, применяемые в политической экономии, относятся к общенаучным. Среди них выделяют:
- Синтез и анализ – первый из них объединяет разрозненные элементы, а второй - дробит крупный предмет на элементы с целью изучения их новых характеристик.
- Абстракция позволяет откинуть свойства, не имеющие значения для исследования, и сосредоточится только на принципиальных характеристиках.
- Дедукция и индукция - первая следует от общего к частному, вторая - наоборот.
Политэкономия пользуется специальными методами, например, исторического и социологического исследования. Влияние исторических изменений общества, структуры социума и социальных связей оказывает прямое воздействие на экономические преобразования. Цель политэкономии – отследить закономерности хозяйственной жизни и вывести законы, определяющие развитие производственных отношений. Благодаря политэкономии сформировалась современная экономическая теория, также в 19 веке от экономического знания стали отделяться другие смежные научные области, а именно, товароведение, народное хозяйство разных стран, история права и другие.
Деятельность Фридриха Листа
Фридрих Лист был экономистом, публицистом и политиком. Придерживался либеральных взглядов, был преподавателем в университете. Идеи конституционализма и либерализма, которым он следовал он описал в своей брошюре в 1818 году. Годом позже он внес предложение снять внутренние пошлины для купцов, а также способствовал созданию торгово-промышленного союз, управлением которого занялся сам.
После переезда в Америку он вновь занялся исследованием экономических явлений, и написал две брошюры о свободной торговле и протекционизме. Вернувшись в Германию, в качестве американского посла, он способствовал строительству железной дороги. В 1841 году был выпущен его фундаментальный труд «Национальная система политической экономии».
Фридрих Лист придерживался теории протекционизма. Ученые видели в его труде оригинальность, но некоторые из них прослеживали влияние американского экономиста Гамильтона. По теории Листа каждая страна проходит следующие стадии развития:
- дикую;
- пастушескую;
- земледельческую;
- земледельческо-промышленную;
- земледельческо-промышленно-торговую.
Страны, сосредоточившиеся на земледелии, отличаются бедностью, произволом власти, нехваткой собственных средств, коррупцией. Производственные силы и потенциал практически не используются. Чтобы защитить экономику такого формата Лист рекомендует применять таможенные пошлины. Политика протекционизма защищает внутренний рынок, внутренних производителей от конкуренции с более развитыми странами и импортерами. Такие меры способствуют постепенному развитию промышленности. Протекционистские меры используются до тех пор, пока экономика страны не сможет конкурировать на равных на международном уровне.
Фридрих Лист видел в протекционизме инструмент улучшения национальной экономики, возможность сформировать условия для перехода на более высокий уровень развития. Он считал, что протекционизм способствует и укреплению сельского хозяйства, созданию и расширению инфраструктуры, усилению транспортных связей.
Национальная система политической экономии Ф. Листа
Наиболее важным последствием протекционизма с точки зрения Листа было развитие производительных сил. Оно имеет гораздо более важное значение, чем обычное накопление богатства. Несмотря на то, что потребители несут дополнительные расходы из-за роста цен на импортные товары, в конечном итоге развитие производства дает больший положительный эффект. Германия 19 века по его мнению нуждалась в протекционистских мерах.
Последователи протекционизма Листа не учитывали, что он не был абсолютным последователем жестких таможенных ограничений. Лист ратовал за протекционизм только в период перехода от одного уровня экономического развития к другому. Он считал, что международная торговля способна нанести вред, если страна находится на туземном или землевладельческом уровне. При этом протекционистские меры применялись только тогда, когда есть все необходимые условия для становления промышленности:
- закругленность территории;
- густое население;
- богатство естественных сил природы;
- прогрессирующее земледелие;
- высокая степень цивилизации;
- политическое развитие.
В своих трудах Лист опирался на теорию, предложенную Адамом Смитом. Смит предлагал использовать таможенное покровительство в трех случаях:
- Как меру возмездия, если партнер по торговым отношениям нарушает условия договора.
- Для защиты национальной экономики, если внутренний рынок не способен конкурировать с импортными товарами.
- Для уравнивания цен на продукцию импорта и экспорта.
При этом он учитывал ряд условий. Протекционистские меры оправданы тогда, когда в страна находится на пути бурного становления промышленности. Это способствует улучшению не только экономического положения страны, но и изменениям в социальной жизни общества. За счет стимулирования производственной деятельности формируются дополнительные рабочие места, растут доходы населения.
В случае, если внутренние налоги обременяют производство и сдерживают его развитие так же необходимо выровнять цены на блага национального производства с импортными товарами и услугами.