
Актуальность планирования и программы устойчивого развития городов
Не подлежит сомнению, что современный стиль городской жизни, в том числе модели разделения труда и функций, пространственной организации, функционирования транспорта, особенности материального производства, структура потребления и специфика досуга, т.е. уровень жизни городского населения в целом налагает немалую ответственность за многие экологические проблемы человечества.
Это тем более актуально, что более половины населения мира живет в урбанизированных зонах, а в регионах, наиболее сильно влияющих на геоэкологическую обстановку в целом, этот показатель еще выше, в частности, в Европе – 80% населения.
Поскольку наблюдается противоречие между стремлением к достижению высокого уровня потребления ресурсов и ограниченностью природного капитала, очевидно, что необходимо поддержание определенного баланса между ними. Это наилучшим способом может быть организовано путем повышения экологической устойчивости локальных сообществ. Так как местная (городская) администрация находится непосредственно у источника возникновения многих экологических проблем и ближе всего к населению, оно может решать ряд вопросов эффективнее, чем это сделали бы территориально удаленные структуры.
На глобальном (планетарном) уровне следует стремиться, чтобы скорость потребления человечеством возобновляемых сырьевых, водных и энергетических ресурсов не была бы больше скорости их естественного восполнения, а скорость потребления невозобновляемых ресурсов – темпов замещения их устойчивыми возобновляемыми ресурсами.
На региональном и локальном уровне в программу обеспечения экологической устойчивости следует включить контроль уровня выбросов загрязняющих веществ, так, чтобы он не превышал самооочищающих возможностей природы, а также меры по сохранению биоразнообразия экосистем (в том числе городских), здоровья человека, гигиенического качества воздуха, воды и почвы.
Компоненты планирования и программы устойчивого развития городов
Процесс разработки локальных планов и программ действий в конкретных городах должен включать следующие этапы:
- переоценка имеющихся плановых и финансовых структур, а также реализуемых на данный момент планов и программ;
- систематическая регистрация и изучение путем широких общественных консультаций наиболее важных проблем развития городов и породивших их факторов;
- решение вопроса о приоритетности задач, предназначенных для решения выявленных проблем;
- создание идеального теоретического образа экологически устойчивого города;
- рассмотрение и всесторонняя оценка альтернативных сценариев развития;
- разработка долгосрочной стратегии действий по переходу к реализации плана устойчивого развития, включая измеримые цели;
- подготовка конкретной программы выполнения перспективного плана, включая составление ориентировочного графика работ;
- создание специальных систем и процедур для контроля процесса реализации плана и процедуры отчетности.
При составлении планов и программ устойчивого развития городов следует определять приоритетность основных компонентов стратегии.
Наиболее приоритетно в экологическом плане вложение средств в сохранение основных природных ресурсов, таких как межпластовые и артезианские воды, почва, местообитания редких биологических видов. Рост природного капитала должен осуществляться за счет сокращения нынешних масштабов его эксплуатации, например, снижения использования невозобновляемых источников энергии. В перспективе актуально, но на текущий момент менее приоритетно расширение "культивируемой природы" (в том числе парков отдыха в черте города и других объектов природообустройства для снижения нагрузки на естественные экосистемы). Также актуально преимущественно в перспективе повышение конечной эффективности использования природных ресурсов.
