Оценка экологического риска техногенных чрезвычайных ситуаций
Для оценки экологического риска используется целый ряд количественных и качественных показателей абиотической среды и сообществ живых организмов, которые характеризуют их неслучайные отклонения от нормы. Эти показатели играют важную практическую роль в процессе оценки необходимого объема работ и перечня действий при ликвидации долгосрочных экологических последствий техногенных аварий и катастроф.
Хотя естественные геологические и биосферные процессы обычно проявляются независимо от деятельности человека, как правило техногенные воздействия на геосферы могут усиливать или ослаблять их проявление. Неразумное вмешательство общества в естественный ход развития природных процессов может способствовать их катастрофической активизации и вызвать необратимые изменения природных ландшафтов.
Как правило, именно так и происходит, поскольку для ослабления негативных факторов требуются строго определенные действия, а все остальные способствуют их усилению, и при случайных неосмысленных действиях, характерных для человечества, вероятность реализации одного из многих негативных сценариев неизмеримо выше, чем одного из немногих позитивных. Поэтому любая хозяйственная деятельность человека так или иначе относится к области техногенной безопасности, и подлежит специальному регулированию.
Регулирование деятельности для обеспечения техносферной безопасности
В общем случае под безопасностью, включая техногенные, природные и экологические ее аспекты, понимают состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерных вредных воздействий соответствующих факторов.
Уровень безопасности зависит от состояния общественного развития, научно-технических и экономических возможностей по созданию и использованию во всех сферах хозяйственной и иной деятельности технологий, предназначенных для исключения или снижения до приемлемого уровня возможности возникновения техногенных аварий и катастроф и не представляющих опасности для окружающей среды.
При управлении безопасностью необходимо применять обоснованные стратегии, выражающие основные направления действий по снижению уровня опасности.
Общие нормы в организации защиты граждан, а также земельного, водного, воздушного пространства, различных промышленных и социальных объектов, окружающей природной среды в целом от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяются законодательством. Основные цели экологического законодательства в области техносферной безопасности направлены на:
- организацию предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций,
- уменьшение размеров ущерба от потерь них,
- ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
К основным принципам техносферной безопасности относятся: заблаговременность подготовки и проведения защитных мероприятий; дифференцированный подход к расчету типа, объема и сроков осуществления этих мероприятий; необходимой достаточности и комплексности проводимых мероприятий.
Процесс управления техносферными безопасностью и риском включает последовательные стадии:
- анализ показателей безопасности и риска, путем идентификации и исследования источников опасности, моделирования процессов техногенного воздействия, оценки возможного ущерба и уровней риска;
- оценка риска путем сопоставления расчетных или измеренных уровней риска с рассчитанными приемлемыми показателями;
- разработка и принятие нормативно-правовой документации для снижения техногенной опасности, установления, поддержания и восстановления приемлемого уровня безопасности и риска для данных объектов.
Управление техносферной безопасностью может основываться на трех стратегиях управления в чрезвычайных ситуациях:
- стратегия предотвращения факторов возникновения техносферной опасности и обеспечения стабильного функционирования опасных в техногенном отношении объектов;
- стратегия локализации произошедших чрезвычайных ситуаций техносферного генезиса и предотвращения их глобализации;
- стратегия максимально доступного недопущения или ослабления влияния техногенных и природных факторов на население и работников объектов, ликвидации негативных последствий аварии, катастрофы в самые короткие сроки.
Каждая из этих стратегий может использоваться наряду с другими, и даже предполагает разработку всех трех стратегий и их совместную реализацию. В безаварийных стабильных условиях управление техногенным и природным риском производится на основании первой стратегии, в случае аварий реализуются вторая и третья стратегии. В условиях хотя бы частично контролируемого хода событий при аварии вначале реализуется вторая стратегия, затем, при необходимости - третья.