Понятие интеллектуального продукта и собственности
Туризм развивается стремительно, появляются новые направления и программы туризма, информационные технологии и новые инструменты маркетинга меняют роль и значение инновационной деятельности в развитии социально-культурного сервиса и туризма. Творческий, научный и интеллектуальный труд становится факторами успеха производственного и коммерческого функционирования современных туристских предприятий, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Растущая конкуреция порождает необходимость защиты прав авторов - создателей интеллектуального продукта.
Интеллектуальный продукт в туризме - результат творческих усилий человека или группы лиц, составляющий основу интеллектуальной собственности. Продукт может быть представлен в виде различных изобретений, открытий, новых технологий, образцов новой продукции или техники, консалтинговых, финансовых, управленческих, маркетинговых услуг, а также разнообразных видов творчества.
Интеллектуальная собственность - это отношения, которые возникают в процессе владения, пользования интеллектуальным продуктом в разнообразных его видах.
Задачи защиты авторских прав
Зарубежный опыт показывает, что неотъемлемым инструментом эффективной рыночной экономики является отношение государства к защите авторского права. Количество разработок , полученных патентов, внедренных инноваций - показатель развитости производства и общества, поэтому в нормативно-правовом поле требуется четкое стратегическое видение, системный подход и постоянное совершенствование.
Необходимость защиты авторского права в туризме обусловлена следующими потребностями:
- защита и охрана интересов создателей, предоставление им ограниченных во времени прав по контролю за использованием своих произведений;
- стимулирование творческого, научного и интеллектуального труда;
- создание цивилизованной рыночной экономики, надежной защиты субъектов туррынка от недобросовестной конкуренции, связанной с неправомерным использованием объектов интеллектуальной собственности;
- активизации инвестиционной деятельности;
- внедрение нововведений на всех этапах туристского производства и процессах обслуживания туристов;
- распространение информации об изобретениях и инновациях.
Формы защиты интеллектуального продукта
Существует несколько способов защиты продуктов интеллектуального труда:
- Патент- документ, удостоверяющий изобретение, закрепляющий авторство и исключительные права автора на изобретение.
- Лицензия - разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии или технических знаний в течение определенного срока за определенное вознаграждение.
Используя это право, собственник может самостоятельно использовать интеллектуальный продукт, продать, сдать в аренду и т.п. Если компания использует чужую интеллектуальную собственность, необходимо выплатить собственнику вознаграждение (например, авторский гонорар).
Франчайзинг
Распространенная форма передачи прав на использование интеллектуальной собственности - это франчайзинг( с фр. - "льгота", "привилегия"). Договоры франчайзинга популярны в предпринимательской деятельности и заключаются для того, чтобы расширить сбытовую сеть, создать новые хоз.комплексы, увеличить георафию производства.
Франчайзинг выступает вертикально интегрированной системой, по договору одна сторона (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) за вознаграждение право использовать принадлежащие ему права на интеллектуальную собственность (технологии, стандарты обслуживания, корпоративный стиль и другое) с обязательным условием применения системы ведения дел, разработанной и используемой франчайзером.