Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Экология / Экопсихология и экологическое образование / Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте
Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте

Дошкольный возраст. Антропоморфизм в отношении с природой

В основе познавательной деятельности дошкольников (первые контакты с природой дети получают, начиная с 2-3 лет), лежит эгоцентризм: ребенок четко не различает себя и окружающий мир. Эгоцентризм и ограниченность практического опыта, то есть недостаточная сформированность познавательной сферы, причина проявления у дошкольников антропоморфизма в отношении к природе, то есть ребенок отождествляет любые причинно-следственные отношения в окружающей его природе с отношениями, которые существуют между людьми, наделяет природные объекты умениями и чувствами, свойственными человеку. Антропоморфизм лежит в основе субъективного отношения дошкольников к природе.

Замечание 1

Особенностью детских представлений о природе является одушевление неодушевленных объектов природы (анимизм).

Дошкольный возраст. Артификализм

Мышлению дошкольника свойственен также артификализм, то есть представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми и предназначены для их же целей. Артификализм лежит в основе формирования у дошкольников прагматического характера отношения к природе, а точнее, субъектно-прагматического.

Чем выше у дошкольника уровень развития познавательной сферы, тем выше познавательный интерес по отношению к природному миру, разнообразнее характер взаимодействия с объектами природы, четче проявляется субъективное отношение к ним, в том числе эмоционально ценностное. У дошкольников превалирует познавательное отношение к природе, или когнитивный компонент.

Практический компонент можно оценить как низкий, из-за недостатка опытных знаний. Его характер – ответное действие на внешнее воздействие (реактивный характер). Активное действие по своей инициативе в отношении с природной средой минимально. Поступочный компонент развит слабо. Для дошкольников характерно скорее подчинение запретам («не рвать цветы», «не ломать ветки», «не давить жуков», «не пугать птиц» и т.п.).

В целом отношение к природе в дошкольном возрасте можно охарактеризовать как когнитивный (познавательный) субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

Младший школьный возраст. Субъектификация и непрагматизм

В младшем школьном возрасте эгоцентризм уходит, ребенок уже отделяет свое «Я» от окружающего мира. Расширяется жизненный опыт. Взаимодействуя с природными объектами, ребенок воспринимает их как субъекты.

Замечание 2

Каждый пятнадцатый первоклассник в список значимых включает животных (после мамы, папы и друга), во 2-3 классах это делает уже каждый второй ученик.

Антропоморфизм в младшем школьном возрасте сменяется субъектификацией, то есть способностью наделять объекты природы субъективными функциями. Окончательно разрушается детский артификализм, то есть понимание природных явлений по аналогии с человеческой деятельностью. Ученик младших классов общается с природой в целом, а также с отдельными ее объектами. Непрагматизм приходит на смену прагматизму, а извечный детский дошкольный вопрос «зачем?» меняется на осмысленное «почему?».

Модальность, то есть качественно-содержательные характеристики, субъективного отношения к природе у младших школьников выступает как субъектно-непрагматическая. Такой характер модальности наиболее желателен и отмечается, кстати сказать, у настоящих взрослых любителей природы.

По аналогии с дошкольным возрастом, у учеников младших классов отношение к природе более всего проявляет себя в сфере познавательной, чему способствуют увлеченность познанием, вырабатываемая в учебной деятельности (мотив: интересно узнать что-то новое), и совершенствующееся умение читать и находить ответы на свои вопросы о природе самостоятельно. В век Интернета к этому прибавляются его возможности получения информации.

Вырастает и поступочный компонент. Младшие школьники уже начинают проявлять свое отношение к природе в виде зачатков природоохранной деятельности. К концу младше школьного периода практический и поступочный компонент повышается, однако когнитивный компонент все же доминирует.

Таким образом, ученик младших классов характеризуется когнитивным (познавательным) субъектно-непрагматическим типом субъективного отношения к природе.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24