Дошкольный возраст. Антропоморфизм в отношении с природой
В основе познавательной деятельности дошкольников (первые контакты с природой дети получают, начиная с 2-3 лет), лежит эгоцентризм: ребенок четко не различает себя и окружающий мир. Эгоцентризм и ограниченность практического опыта, то есть недостаточная сформированность познавательной сферы, причина проявления у дошкольников антропоморфизма в отношении к природе, то есть ребенок отождествляет любые причинно-следственные отношения в окружающей его природе с отношениями, которые существуют между людьми, наделяет природные объекты умениями и чувствами, свойственными человеку. Антропоморфизм лежит в основе субъективного отношения дошкольников к природе.
Особенностью детских представлений о природе является одушевление неодушевленных объектов природы (анимизм).
Дошкольный возраст. Артификализм
Мышлению дошкольника свойственен также артификализм, то есть представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми и предназначены для их же целей. Артификализм лежит в основе формирования у дошкольников прагматического характера отношения к природе, а точнее, субъектно-прагматического.
Чем выше у дошкольника уровень развития познавательной сферы, тем выше познавательный интерес по отношению к природному миру, разнообразнее характер взаимодействия с объектами природы, четче проявляется субъективное отношение к ним, в том числе эмоционально ценностное. У дошкольников превалирует познавательное отношение к природе, или когнитивный компонент.
Практический компонент можно оценить как низкий, из-за недостатка опытных знаний. Его характер – ответное действие на внешнее воздействие (реактивный характер). Активное действие по своей инициативе в отношении с природной средой минимально. Поступочный компонент развит слабо. Для дошкольников характерно скорее подчинение запретам («не рвать цветы», «не ломать ветки», «не давить жуков», «не пугать птиц» и т.п.).
В целом отношение к природе в дошкольном возрасте можно охарактеризовать как когнитивный (познавательный) субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Младший школьный возраст. Субъектификация и непрагматизм
В младшем школьном возрасте эгоцентризм уходит, ребенок уже отделяет свое «Я» от окружающего мира. Расширяется жизненный опыт. Взаимодействуя с природными объектами, ребенок воспринимает их как субъекты.
Каждый пятнадцатый первоклассник в список значимых включает животных (после мамы, папы и друга), во 2-3 классах это делает уже каждый второй ученик.
Антропоморфизм в младшем школьном возрасте сменяется субъектификацией, то есть способностью наделять объекты природы субъективными функциями. Окончательно разрушается детский артификализм, то есть понимание природных явлений по аналогии с человеческой деятельностью. Ученик младших классов общается с природой в целом, а также с отдельными ее объектами. Непрагматизм приходит на смену прагматизму, а извечный детский дошкольный вопрос «зачем?» меняется на осмысленное «почему?».
Модальность, то есть качественно-содержательные характеристики, субъективного отношения к природе у младших школьников выступает как субъектно-непрагматическая. Такой характер модальности наиболее желателен и отмечается, кстати сказать, у настоящих взрослых любителей природы.
По аналогии с дошкольным возрастом, у учеников младших классов отношение к природе более всего проявляет себя в сфере познавательной, чему способствуют увлеченность познанием, вырабатываемая в учебной деятельности (мотив: интересно узнать что-то новое), и совершенствующееся умение читать и находить ответы на свои вопросы о природе самостоятельно. В век Интернета к этому прибавляются его возможности получения информации.
Вырастает и поступочный компонент. Младшие школьники уже начинают проявлять свое отношение к природе в виде зачатков природоохранной деятельности. К концу младше школьного периода практический и поступочный компонент повышается, однако когнитивный компонент все же доминирует.
Таким образом, ученик младших классов характеризуется когнитивным (познавательным) субъектно-непрагматическим типом субъективного отношения к природе.