Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие цены и виды цен на продукцию

Понятие цены

Определение 1

Цена – это выраженная в денежной форме стоимость единицы блага.

Цена является фундаментальной экономической категорией. Добровольный обмен лежит в основе товарно-денежных отношений. Цена складывается из себестоимости и добавочной стоимости, последняя позволяет получить доход производителю. Со стороны потребителя происходит соотнесение оплаты блага и пользы, которую он сможет получить.

Цена является одной из важнейших категорий экономики. Она выражает интерес всех сторон, задействованных в рыночных отношениях. Цены выполняют следующие функции в экономике:

  • Учетная функция заключается в возможности сопоставлять различные блага, которые сложно сравнить с точки зрения потребительских свойств.
  • Оценочная функция заключается в возможности оценить макроэкономические и отраслевые показатели.
  • Перераспределительная функция выражается в создании стоимости, которая движется внутри экономической системы.
  • Стимулирующая функция заключается в сдерживании или поощрении роста цен с целью повышения производительности, обеспечения роста прибыли.
  • Уравновешивающая функция - законы рынка таковы, что баланс между предложением и спросом на нем устанавливается только при равновесной цене.
Статья: Понятие цены и виды цен на продукцию
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Классическая модель рынка предполагает отсутствие стороннего воздействия. То есть механизм работает через формирование предложения и спроса на товары и услуги. Рост цен вызывает сокращение спроса и расширение предложения, если же цены снижаются, то производство снижает объем выпуска, а потребители проявляют более активный интерес к предлагаемым товарам и услугам. Равное соотношение предложения и спроса достигается тогда, когда устанавливается равновесная цена.

Виды цен

Усложнение хозяйственных отношений потребовало выработки механизмов, позволяющих устанавливать различные виды цен для разных типов экономической деятельности. Цена проявляется в торговых отношениях. Торговля бывает оптовая и розничная, соответственно существуют розничные и оптовые цены.

Розничная цена – это конечная цена реализации продукта покупателю. Она устанавливается на товары для личного потребления. Обычно она включает в себя расходы производителя, дистрибьютера и розничной организации, а также налог на добавленную стоимость. Оплату всех расходов производит конечный покупатель. Сюда входит и добавочная стоимость каждого звена, участвовавшего в создании блага.

«Понятие цены и виды цен на продукцию» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Оптовая цена применяется для крупных партий товара. Она предполагает, что доход будет получен от массовой реализации, поэтому надбавка не такая большая как в розничной цене. Оптовые цены, чаще всего, применяются на уровне производителей, либо между производителем и сбытовой организацией. Оптовые цены характерны для операций перепродажи.

Еще одной формой цены является цена закупки. Это тоже оптовая цена, она складывается между поставщиком товаров и услуг и организацией. Дифференциация этих цен происходит в зависимости от сегмента рынка и территории. Обычно, она прописывается в договоре на поставку.

В торговых сделках может устанавливаться скользящая цена. Она позволяет учитывать издержки производства за весь период экономической деятельности. Расчет такой цены происходит по принципу скольжения. Ее колебания зависят от величины расходов, производственных издержек, срока изготовления.

Особенности ценообразования

Процесс установления цены является сложным, но обязательным для каждого производителя. Он должен учесть не только себестоимость продукции, но и заложить добавочную стоимость таким образом, чтобы вся созданная партия товара была продана. Для этого изучается конъюнктура рынка, а также его участники, конкурирующие с производителем. Знание потребностей потенциальных покупателей позволяет повысить вероятность выполнения плана продаж. Конкуренция по ценовому признаку сегодня не является эффективной. Производители пользуются неценовыми методами борьбы.

Задачи ценообразования заключаются в сохранении нормального функционирования предприятия, максимизации текущего дохода и прибыли. Так же ценообразование может стать средством достижения определенных рыночных целей. Например, производитель может стремиться занять лидирующее положение на рынке. Он может держать высокую цену, чтобы оплачивать расходы на инновационную деятельность и внедрение технологий, позволяющих повысить конкурентоспособность. Завоевание рынка возможно через уменьшение себестоимости и расширения объема выпуска.

Формирование цены продавца зависит от следующих факторов:

  1. Стратегическая цель.
  2. Продвижение продукции.
  3. Возможности предприятия в финансовой сфере.
  4. Эластичное и оперативное регулирование цен.
  5. Организация сопутствующих услуг.

При ценообразовании необходимо учитывать и внешние факторы, например, среди макроэкономических выделяют фазу экономического цикла, состояние совокупного спроса, уровень инфляции, величину издержек, потребительские качества товара. Важными являются специфические условия рынка. Это могут быть сезонность, возможность реализации дополнительных услуг, величина расходов. Так же возможно влияние факторов государственного и политического регулирования.

В зависимости от целей предприятия на рынке выбирается одна из стратегий занятия лидирующего положения. Среди них выделяют стратегию проникновения, стратегию снятия сливок, нейтральную стратегию, а также применение дифференцированных цен, престижных товаров, стремление занять лидирующую позицию на рынке, проведение инвестиционной политики. Предприятие может использовать сразу несколько стратегий.

Формирование цены может опираться на один из нескольких методов. Это может быть метод, ориентированный на калькуляцию издержек, на исследование и соответствие спросу, а также методы, ориентированные на конкурентов. Каждый предприниматель выбирает наиболее подходящие для его целей стратегию и метод.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 19.04.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot