Понятие законов и правовых актов
Закон – это официальный нормативно-правовой акт, устанавливаемый органами законодательной ветви власти, и выступающий гарантом урегулирования общественных отношений в различных сферах деятельности. Как правило, выполнение законов обеспечивается возможностью использования мер принуждения.
Правовой акт предоставляет собой официальный документ, отражающий правила проведения, принятый муниципальным органом власти, профсоюзом и прочими аналогичными структурами.
Регламентирование вопросов учета требований законодательных и прочих правовых актов при выполнении аудиторских проверок отчетности экономического субъекта на законодательном уровне.
Требования соблюдения действующего законодательства РФ и прочих правовых актов регламентируется в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности № 14 «Учет требований нормативных правовых актов в Российской Федерации в ходе аудита» и международным стандартом аудита 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности».
Учет требований законодательных и прочих правовых актов при выполнении аудиторских проверок отчетности экономического субъекта.
Стоит отметить, что разные законодательные и правовые акты в различной мере могут влиять на бухгалтерскую отчётность экономического субъекта, его деятельность. Несоблюдение данных документов может привести к отличию форм отчетности субъекта от установленных действующим законодательством, некорректности формирования основных финансовых и производственных показателей организации, прекращению деятельности экономического субъекта в случае несоблюдения требований действующего законодательства.
Обязанности аудитора в рамках учета требований законодательных и прочих правовых актов касательно формирования финансовой отчетности и ведения учета экономического субъекта
Согласно действующим стандартам аудита аудиторская группа обязана:
- Получить аудиторские доказательства соблюдения действующего законодательства РФ экономическим субъектом-заказчиком, которое может оказывать непосредственное влияние на качество подготовки финансовой отчетности и ее искажения, ведение учета;
- В рамках формирования плана и программы аудита разработать и выполнить аудиторские процедуры, которые направленные на выявление случаев несоблюдения действующего законодательства. Как правило, в рамках проведения проверки аудиторская группа направляет запросы руководству экономического субъекта, изучает переписки с регулирующими и контролирующими органами исполнительной власти. Данные аудиторские процедуры должны быть выполнены даже в случае позитивного опыта прошлых проверок аудиторской группы экономического субъекта (т.е. отсутствия прецедентов нарушения действующего законодательства);
- Реагировать на выявленные и потенциальные нарушения действующего законодательства;
- Провести анализ и оценить возможность применения выбранной законодательной базы к осуществляемой деятельность экономического субъекта-заказчика.
В случае выявления прецедентов несоблюдения законодательных и прочих правовых актов при формировании финансовой отчетности экономическим субъекта аудиторская группа обязана дать оценку возможного влияния выявленных нарушений на качество финансовой отчетности, повторно оценить существующие аудиторские риски.
В рамках проверки учета требований соблюдения действующего законодательства РФ экономическим субъектом-заказчиком, аудиторская группа может привлечь эксперта-юриста для выражения его мнения относительно данного вопроса.