Понятие табеля учета рабочего времени
Табель учета рабочего времени представляет собой документ, где регистрируются выходы или невыходы работников организации на работу. Данный документ представлен унифицированной формой по форме Т-13 ,где отражается учет рабочего времени, или по форме Т-12, где отражаются не только данные по отработанному времени, но и производится расчет заработной платы на основании отработанных часов (дней).
Ведение табеля учета рабочего времени обеспечивает выполнение таких важных управленческих и учетных функций как:
- контроль своевременной и полной явки всех работников организации;
- контроль перерывов в рабочее время;
- контроль своевременного ухода с рабочего места;
- учета отработанных часов для начисления заработной платы;
- учет неотработанного времени с раскрытием причин отсутствия работника на рабочем месте.
Формирование табеля учета рабочего времени
Табель учета рабочего времени должен составляться по каждому участку (подразделению) предприятия. Например, отдельно могут вестись табеля:
- отдела бухгалтерии;
- склада;
- каждого производственного участка;
- каждого магазина в торговой организации;
- и т.д.
На каждом участке должно быть ответственное лицо за ведение табеля:
- главный бухгалтер;
- начальник склада;
- начальник участка;
- администратор магазина;
- и т.д.
В табеле учета рабочего времени ежедневно фиксируется выход работника на рабочее место. Так в одной строке указываются:
- фамилия, имя и отчество работника подразделения;
- должность работника;
- табельный номер, присвоенный работнику.
В ячейке, согласно дате выхода, проставляются отработанные часы работником. Данный показатель заносится в конце рабочей смены.
Так, табель учета рабочего времени заполняется в течение всего отчетного месяца каждый рабочий день. В итоговом столбце суммируются отработанные часы работником за первую половину месяца – для расчета аванса, и за полный месяц – для окончательного расчета заработной платы за отработанный период.
Отработанное время указывается с расшифровкой. Например, это могут быть ночные часы, работа в праздничные дни, сверхурочные часы.
В обязательном порядке, в табеле учета рабочего времени проставляются отметки о неявках на рабочее место, и указывается причина таких неявок. Неявки работника могут быть по уважительным и неуважительным причинам. Уважительными причинами являются такие виды неявок как:
- ежегодный оплачиваемый отпуск;
- отпуск без сохранения заработной платы.
Такие неявки должны быть подтверждены документально. В данном случае, подтверждающими документами являются заявление самого работника на отпуск с указанием периода такого отпуска и приказ руководителя о предоставлении, указанного в заявлении отпуска.
- неявка в связи с болезнью, беременностью, родами. Такие неявки подтверждаются больничными листами, где также указан период болезни.
- командировка. Такая неявка подтверждается приказом руководителя о направлении работника в командировку с указанием периода командировки.
- производственные простои не по вине самого работника. Такая неявка подтверждается приказом руководителя с указанием периода простоя.
- неявка в связи с выполнением поручений государственного значения. Такая неявка подтверждается приказом руководителя с указанием периода выполнения поручений.
Пропуски рабочего времени без уважительной причины считаются прогулами. Документально прогулы подтверждаются докладными записками руководителю от руководителей подразделений.