Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность, задачи и проблемы платежного баланса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Сущность, задачи и проблемы платежного баланса

Сущность платежного баланса

Определение 1

Платежные балансы составляет государство, они представляют собой одну из устоявшихся статистических форм информации экономического развития государства, включая его финансовое положение.

Схема платежного баланса была разработана в рамках Организации Объединенных Наций в 1947 году, впоследствии послужив основой разработки Международным валютным фондом (МВФ) форм и принципов разработки и составления платежных балансов.

Платежный баланс – это статистический отчет, с помощью которого происходит отражение:

  • внешнеэкономических отношений государства остальными странами за отчетный период,
  • соотношения фактических платежей государства по отношению к другим странам, а также поступлений от других стран.

Помощь со студенческой работой на тему
Сущность, задачи и проблемы платежного баланса

Платежный баланс может быть составлен как на определенный момент времени (соотношение немедленных поступлений и платежей), так и за определенный промежуток времени.

Задачи платежного баланса

Замечание 1

Платежный баланс – основная и важная составляющая характеристики финансового государственного положения, представляющая собой систему показателей, которые отражают все фактические финансовые поступления из-за рубежа и все денежные выплаты.

Основная задача платежного баланса заключается в том, что по нему можно судить о движении финансовых государственных резервов, о внешней задолженности государства и его требованиям к другим государствам.

Сведения, отраженные в платежном балансе чаще всего используют для решения нескольких задач:

  • формирование внутренней и внешней политики;
  • проведение аналитических исследований;
  • исследование предпосылок и причин диспропорций;
  • осуществление корректировочных мер;
  • анализ взаимоотношений, которые проявляются между внешней торговлей и прямыми инвестициями,
  • анализ внешнего долга, связи валютных курсов, потоков текущего и капитального счета;
  • осуществление прогнозных расчетов по платежному балансу;
  • составление национальных счетов;
  • измерение объема национального богатства;
  • определение фискальной и монетарной политики, регулирование внутреннего валютного рынка и курса.

С помощью статистики платежного баланса можно решить ряд задач, главной из которых является разработка единой методологии при построении баланса, которая должна соответствовать методологи МВФ.

Важнейшими текущими задачами платежного баланса является совершенствование статистической отчетности и системы показателей, включая способы их получения и обработки, своевременное обеспечение информацией пользователей.

Перспективными задачами платежного баланса является анализ взаимосвязи между показателями текущего, капитального и финансового счета платежного баланса, между показателями платежного баланса и важнейшими макроэкономическими показателями.

Проблемы составления платежного баланса

В условиях современности ответственность за составление платежного баланса в нашей стране несет Центральный банк РФ, а также Госкомстат России. Характер отчетности, которую предоставляет Банк России, дает возможность его специалистам сосредоточить внимание на составлении финансового счета.

Госкомстат большее внимание уделяет формированию счета текущих операций. На сегодняшний день два платежных баланса составляют поквартально по дальнему и ближнему зарубежью. Основная проблема заключается в том, что при достаточно сформированных источниках информации, которая требуется для формирования платежного баланса, существует определенной несовершенство информационной базы.

Не так давно начала свое формирование таможенная статистика, при этом ее данные часто расходятся с соответствующими данными из других источников. Также информация, предоставляемая Таможенным комитетом РФ, не охватывает и не может охватить все экспортные и импортные операции.

Проблема также заключается в отсутствии информации об оплате труда, которая выплачена нерезидентам и получена от них. При этом миграционные службы не располагают достоверными сведениями даже о количестве граждан зарубежных стран, которые временно находятся на территории нашей страны, включая их трудоустройство.

Также отсутствует информация о нераспределенных прибылях совместных компаний в нашей стране. В соответствии с методологией платежного баланса, часть этих прибылей, принадлежащая прямому иностранному инвестору, выплачивается иностранным инвесторам, которые сразу же ее реинвестируют.

Отсутствуют также данные о нераспределенных прибылях зарубежных компаний, в которые резиденты нашей страны осуществляют прямые инвестиции. Данные обстоятельства способствуют деформации структуры счета текущих операций платежного баланса РФ.

Еще одна проблема заключается в определении понятия резидентства, которое расходится в Законодательстве РФ и в Руководстве. Так, по российскому законодательству, филиалы и представительства наших компаний и банков, которые расположены на территории других государств и действуют там более года, рассматриваются в качестве резидентов РФ.

Аналогичным образом филиалы и представительства зарубежных предприятий и банков считают нерезидентами РФ. В Руководстве же используют прямо противоположную трактовку.

Более того, определение резидентства по законодательству РФ сформулировано нечетко, не давая возможность отчитывающимся единицам его однозначного применения.

Замечание 2

Серьезной проблемой также остается несовершенство плана используемых бухгалтерских счетов, поскольку он не дает возможности отделения операций с нерезидентами от операций с резидентами, не обладает основой четкой классификации активов и пассивов в соответствии с видами финансовых инструментов. Этот факт значительно затрудняет формирование отчетности в сфере иностранных активов и пассивов коммерческих банков.

До настоящего времени не определены стандартные формы отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора нефинансовых компаний.

Затруднено отслеживание движения наличной иностранной валюты по отраслям экономики РФ, особенно, что касается сектора домохозяйств.