Понятие бухгалтерской отчетности
В течение отчетного периода, как правило, календарного года в любой организации имеют место различные хозяйственные операции. Данные операции подлежат обязательному учету и документальному оформлению.
Учет каждой операции отражается на счетах бухгалтерского учета. Данные по счетам группируются, как в синтетическом, так и в аналитическом учете. В конце отчетного периода, все данные группируются и отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.
На сегодняшний день в российском бухгалтерском учете регламентированы шесть форм бухгалтерской отчетности. Такие формы состоят из:
- баланса организации;
- отчета о финансовых результатах
- отчета о движении денежных средств
- отчета о движении капитала
- отчета о целевом использовании полученных средств
- пояснительной записки
Состав бухгалтерской отчетности
Каждая форма бухгалтерской отчетности несет в себе определенную информацию об имущественно-финансовом положении организации за определенный период, или на отчетную дату.
-
Баланс организации
Данная форма отчета является наиболее информативной. В ней отражены активы (имущество) организации и пассивы (источники имущества) организации на определенную дату, как правило, на конец квартала или года.
Данные в балансе – это группировка показателей по остаткам на счетах бухгалтерского учета. Например, остаточная стоимость основных средств отражается в строке 1150 активной части баланса за вычетом износа. А остатки по счетам 10,41 составляют показатель в строке 1210 активной части баланса – «Запасы». Ключевое правило баланса:
Актив=Пассив
Именно соблюдение этого правила, подтверждает правильность учета в организации на протяжении отчетного периода.
На основании баланса, можно провести анализ его показателей в динамике и анализ изменений удельного веса каждой статьи баланса за сравниваемые периоды. Также, на основании данных баланса часто проводят анализ ликвидности и платежеспособности.
-
Отчет о финансовых результатах
Данная форма также немаловажна – в ней отражены данные работы предприятия и результат такой работы – прибыль или убыток.
В отчете о финансовых результатах аккумулируются данные по таким показателям как выручка, себестоимость реализации, коммерческие затраты и т.д.
Данная форма отчета также анализируется на изменение показателей в динамике. Кроме того, вместе с данными баланса, на основании показателя выручки можно провести анализ деловой активности предприятия и также проанализировать данные в динамике.
-
Отчет о движении денежных средств
Данная форма бухгалтерской отчетности подробно раскрывает движение денежных потоков в организации. Отчет разделен на три раздела, где отдельно учитываются движения по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности.
На основании данных такого отчета за несколько периодов также выявляется изменение показателей по той или иной статье.
-
Отчет об изменениях капитала
Данная форма отчета заполняется в организации при условии, что за отчетный период происходили операции, связанные с изменениями капитала предприятия. Например, выпуск акций, увеличение уставного фонда и т.д.
-
Отчет об использовании полученных денежных средств
Данная форма отчета заполняется только теми предприятиями, которые получили в отчетном периоде целевое финансирование. Соответственно в таком отчете отражаются данные по использованию полученных средств, что подтверждает или опровергает правильность их использования
-
Пояснительная записка
В последней форме отчета подробно раскрываются данные остальных форм бухгалтерской отчетности.