Особенности ценообразования в управленческом учете
Для оптимального ценообразования на продукцию, товары, работы или услуги, менеджерам управленческого учета, необходимо получить ответы на некоторые вопросы. В числе таких вопросов, могут быть следующие:
- Рентабельность каждой единицы реализуемого товара/услуги?
- Рентабельность каждой единицы хозяйствования организации (отдел, подразделение, филиал)?
- Полная себестоимость каждой единицы реализуемого товара/услуги?
- Определение точки безубыточности?
- Анализ влияния изменения объемов или структуры реализации или производства на постоянные расходы организации?
- Определение запаса или недостатка финансовой прочности организации?
- Определение оптимизации каждой статьи затрат предприятия?
Чтобы получить ответы на данные вопросы, менеджер управленческого учета осуществляет анализ показателей и методов управления затратами. Так, ответив, на данные вопросы, менеджер управленческого учета может приступать непосредственно к формированию цены.
Этапы ценообразования в управленческом учете
На ценообразование влияет, прежде всего размер затрат на реализацию или производство. Процесс управления затратами организации можно условно разделить на два этапа.
- Измерение и последующий анализ каждой статьи затрат.
- Контроль затрат и действия для их снижения.
На первом этапе, менеджер управленческого учета производит операционный анализ. Так, производится анализ динамики и структуры каждой статьи затрат по видам продукции, или по подразделениям организации. На основании такого анализа менеджер управленческого учета производит факторный анализ, то есть моделирование показателей, путем альтернативных решений в части оптимизации той или иной статьи затрат.
Также менеджер управленческого учета осуществляет анализ соотношений:
- между постоянными и переменными затратами и как они влияют на полную себестоимость продукции/услуги;
- между ценой продукции и объемом ее реализации;
- и прочие соотношения.
Таким образом, операционный анализ является первостепенным инструментом в ценообразовании.
На втором этапе менеджер управленческого учета осуществляет непосредственный контроль каждого вида затрат. Следит за объемами затрат и отклонениями от плановых или нормативных показателей. Также, в оперативном режиме менеджер управленческого учета производит действия по снижению затрат.
Основой ценообразования является определение взаимосвязи между выручкой и понесенными расходами в организации. Так, полная себестоимость определяется по формуле:
$С=а+S×b:p$, где:
- C – полные затраты,
- S – выручка,
- a – постоянные затраты,
- b – переменные затраты на единицу продукции,
- p – цена товара.
Отношение b/p=с является коэффициентом покрытия. Такой коэффициент отражает, какой удельный вес в цене составляют переменные затраты
Использование метода «директ-костинг» в процессе ценообразования
В управленческом учете для ценообразования, как правило, применяют метод «директ-костинг». Основной характеристикой данного метода, является разделение всех понесенных организацией затрат на переменные и постоянные, исходя из объемов производства или реализации.
Переменные затраты – это затраты, которые прямо связаны с выпуском или реализацией (сырье на производство, сдельная заработная плата и т.д.)
Постоянные затраты не влияют на объемы выпуска или реализации (арендная плата, коммунальные платежи и т.д.).
Следующая особенность метода «директ-костинг» состоит в взаимосвязи учета в производстве и финансового учета. Таким образом, в системе управленческого учета формируются показатели для оперативного определения соотношения «затраты – объем – прибыль». Именно основываясь на данном соотношении, в управленческом учете формируется ценообразование.