Понятие организации управления качеством и контроль качества услуг, оказываемых в сфере аудита
Контроль качества работы и организация управления качеством – это комплекс мероприятий, принятых в аудиторской организации, направленных на проверку соответствия выполняемой работы действующим стандартам и прочим регламентирующим документам.
Работы, процедуры, выполняемые аудиторскими группами должны соответствовать действующим стандартам аудита, но не должны ограничиваться лишь ими. В каждой аудиторской организации должна быть выстроена система управления качеством и контроля качества работы аудиторских групп.
Качество аудита представляет собой соответствие выполняемых аудиторских услуг, а также сопутствующих услуг действующим законодательно-правовым актам, стандартам.
Регулирование организации, управления и контроля качества аудиторской проверки экономического субъекта на законодательном уровне
Организация, управление и контроль качества аудиторской проверки экономического субъекта проводится в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» и ФЗ №119 «Об аудиторской деятельности», а также международным аудиторским стандартом 200 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности».
Этапы организации и контроля качества проведения аудита экономического субъекта
В каждой аудиторской организации существуют независимая внутренняя система контроля качеством, которая предназначена для обеспечения соответствия процедуры проведения аудита действующим федеральным, международным и внутренним стандартам аудиторской деятельности.
Система контроля качества оказания услуг аудита, сопутствующих услуг включает в себя следующие элементы:
- Проверка соответствия всех участников аудиторских групп критериям честности, добросовестности, конфиденциальности, профессионализма и соблюдения деловой этики;
- Анализ делегирования заданий сотрудникам, обладающим достаточной компетенцией в соответствующем направлении аудиторской деятельности;
- Проверка штатных, привлекаемых к аудиту сотрудников на предмет соответствия требованиям высокого уровня знаний, профессионализма, навыков, достаточных для качественного выполнения работ в сфере аудита с помощью проведения регулярных аттестаций. При отсутствии таких знаний – обеспечение аудиторов получением профессиональных рекомендаций как внутри организации, так и за ее пределами посредством прохождения курсов повышения квалификации, обмена знаниями с более опытными коллегами, обеспечения необходимой профессиональной литературой и законодательно-правовой базой, проведения внутренних обучающих семинаров и т.д.;
- Реализация мероприятий по непрерывной разработке, актуализации, проверки на предмет эффективности применения действующей системы контроля качества;
- Принятие мер, в том числе с помощью инструмента санкционирования, в отношении сотрудников, невыполняющих свои обязанности в полной мере в соответствии с существующими нормами качества, действующими стандартами аудиторской деятельности.
Текущий контроль качества аудиторских проверок
Текущий контроль качества работы аудиторских групп, как правило, включает в себя следующие вопросы:
- Насколько качественно и детально проведены мероприятия по оценке надежности систем внутреннего контроля, аудиторского риска определения уровня существенности и т. д?
- Насколько проводимый аудит соответствует согласованному плану и программе аудита?
- Насколько верно оформлена вся необходимая отчетность по результатам аудита?