Заказать работу
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методические пособия
Отчеты по практике

Методическое пособие по написанию отчета по практике, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Как написать отчет по практике

Профессиональное образование предполагает получение студентов не только теоретических знаний, но и практических навыков, что в совокупности образует компетенции. Если теорию дают преподаватели на лекциях, то для практики семинаров и лабораторных работ недостаточно – и студенты отправляются знакомиться с будущей профессией на предприятия, после чего делается отчет по практике.

Какие бывают отчеты о результатах прохождения практики

За время обучения студенты как минимум три раза проходят практику – и вид стажировки определяет, как должен выглядеть отчет по практике. Различают следующие формы стажировок:

  • Ознакомительная (учебная) практика. Проводится после первого курса. Сама практика обычно несложная – первокурсникам еще не доверяют самостоятельно (даже под контролем руководителя) что-то сделать. Чаще всего заключается или в выполнении рутинной неквалифицированной работы, или в экскурсиях по предприятиям, связанным с будущей работой. Именно после этой практики студент узнает, как вообще выглядит отчет по практике.
  • Производственная практика. Эта стажировка проводится после 3 (реже – после 2) курса. Студенты уже обладают некоторыми знаниями и умениями, поэтому могут быть привлечены к вспомогательным работам. Некоторые специальности позволяют после прохождения такой практики получить промежуточную квалификацию: так, студенты медицинских вузов могут после 3 курса сдать экзамен на уровень среднего медицинского персонала (получить сертификат медсестры). Отчет о прохождении профессиональной практики должен содержать сведения о том, чем занимался сам студент.
  • Преддипломная практика. Эта практика нужна, чтобы собрать материал для выпускной квалификационной работы. Соответственно, писать отчет по практике студенту нужно, ориентируясь на будущий диплом. Образец отчета по преддипломной практике обычно включает как общую характеристику предприятия, так и раздел, посвященный непосредственно теме диплома.

Структура отчета по практике

Отчет практиканта о прохождении практики по своей структуре подобен любой учебной работе:

  1. Титульный лист. Указываются сведения о вышестоящей организации (для большинства вузов с 2018 года она называется «Министерство науки и высшего образования Российской Федерации», исключение составляют отраслевые вузы: для сельскохозяйственной академии таковой может быть Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, а для медицинского университета - Министерство здравоохранения Российской Федерации), о самом вузе, тип документа, данные студента и руководителей практики – от вуза и от предприятия, город и год написания отчета.
  2. Содержание, в котором перечисляются все имеющиеся в отчете по практике разделы с указанием страниц.
  3. Введение.
  4. Основная часть отчета, включающая несколько разделов (их количество зависит от требований кафедры).
  5. Заключение.
  6. Список использованных источников (библиографические записи оформляются по ГОСТу).
  7. Приложения.

Как сделать введение в отчете по практике

Отчет по практике, как и другие студенческие работы, содержит введение и заключение.

Определение 1

Введение – это часть, которая знакомит читателя с работой, вводит его в курс дела, дает краткую характеристику отчета о прохождении практики.

Введение в целом напоминает введение к реферату или курсовой, но отражает специфику вида работы:

  • Актуальность. Здесь можно написать как об актуальности конкретной темы (тема обязательно есть у преддипломной практики, но может быть и у других разновидностей), так и о роли прохождения практики для студента в общем. Можно обосновать, почему полезно проходить практику именно на том предприятии, которое было выбрано (оно достаточно крупное, инновационное, играет важную роль в экономике страны).
  • Цель работы – получить практические навыки, углубить теоретические знания.
  • Задачи работы пишутся в соответствии с планом отчета (каждый раздел – отдельная задача, например: «Дать финансово-экономическую характеристику предприятия», «Рассмотреть нормативно-правовую базу организации кадрового делопроизводства»).
  • Объект исследования – предприятие, на котором студент проходит практику, предмет исследования – тот аспект деятельности предприятия, который подвергается изучению (зависит от специальности, по которой студент обучается).

Как написать основную часть отчета по практике

Содержание основной части отчета по практике зависит от того, какой вид практики проходился, где она была проведена, чем именно занимался студент.

Обычно отчет по практике делится на три части, причем идет переход от общего к частному.

Пример 1

Пример написания отчета студента-экономиста, проходившего стажировку в банке:

  1. Общая характеристика состояния банковской сферы.
  2. Описание банка, где студент стажировался.
  3. Анализ работы отдела, к которому студент был прикреплен во время практики.
Пример 2

Пример составления отчета по практике студента специальности «Экономическая безопасность»:

  1. Технико-экономическая характеристика предприятия.
  2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  3. Факторы, влияющие на экономическую безопасность предприятия.
Пример 3

План отчета по практике студента-юриста, проходившего стажировку в УМВД:

  1. Анализ законодательно-нормативной базы в сфере экономической безопасности.
  2. Структура и задачи деятельности УМВД.
  3. Направления деятельности УМВД в сфере экономической безопасности.

Таким образом, в основной части отчета обязательно должно быть описание базы практики (может включать историю, структуру, текущее состояние), а также деятельности, в которой студент так или иначе (хотя бы в роли созерцателя) принимал участие. Текст может дополняться таблицами, схемами, графиками. 

Пример оформления рисунка в отчете по практике

Рисунок 1. Пример оформления рисунка в отчете по практике

Полезными при написании отчета могут стать следующие источники:

  • Сайт компании.
  • Учредительные документы.
  • Рекламные брошюры, коммерческие предложения, публикации.
  • Разговоры с сотрудниками.
  • Финансовая и статистическая отчетность.

Как написать заключение отчета о пройденной практике студента

В заключении студент делает выводы о всей пройденной практике. Сюда выносятся основные результаты анализа, проведенного в рамках отчета, в том порядке, как следуют разделы. В этом пункте собираются все выводы по главам – но просто скопировать их не совсем корректно, лучше переписать другими словами.

Кроме выводов по анализу (описания отрасли, базы практики, отдела), студент может в заключении разместить свои впечатления – была ли практика полезна в его профессиональном становлении, что нового он почерпнул за прошедшее время. Возможно и небольшое количество конструктивной критики – что стоило бы изменить в процедуре прохождения стажировки, чтобы она стала более полезной как для практикантов, так и для самого предприятия. Если студент увидел какие-то возможности для совершенствования работы отдела, про это тоже можно написать (в преддипломной практики такие замечания могут заложить основу главы с разработкой путей повышения эффективности работы предприятия). Следует избегать неаргументированных высказываний.

Пример 4

Нельзя написать: «Мне не понравилась практика», можно написать: «Если бы практика не ограничилась посещением бухгалтерии, а была проведена экскурсия по всему предприятию, включая производственные цеха, это позволило бы сформировать более целостную картину его функционирования».

Приложения в отчете по практике

Сложно привести пример отчета по практике, который бы не имел приложений. Все приложения можно разделить на две категории:

  1. Обязательные сопутствующие документы.
  2. Приложения, дополняющие текст отчета.

К первой группе относятся дневник практиканта и отзыв с места прохождения практики.

Дневник заполняет сам студент, а руководитель от предприятия подписывает.

Определение 2

Дневник представляет собой краткий отчет о прохождении практики по дням: в одной графе указывается дата, а в другой – чем практикант занимался в этот день.

Пример 5

Как правило, не требуется подробно расписывать свои действия и их результаты, достаточно кратко указать занятие, к примеру: «Изучение нормативных документов», «Помощь маркетологу в подготовке к выставке».

Отзыв по идее должен писать руководитель от базы практики, но обычно поручает это самому студенту.

Предпочтительно получить благожелательный отзыв с указанием на добросовестное выполнение обязанностей, но не следует слишком себя перехваливать (особенно если на кафедре вас знают как нерадивого студента).

Дополнительными приложениями могут выступать:

  • Большие таблицы, схемы и чертежи (занимающие целый лист или даже большего формата).
  • Отчетность предприятия (бухгалтерская, управленческая, статистическая).
  • Учредительные документы.
  • Должностные инструкции.
  • Внутренние акты предприятия.
  • Разработки (планы уроков для педагогической практики, эскизы и макеты для практики студента-дизайнера).

Оформление отчета по практике

Перед тем как написать отчет по практике, студенту нужно внимательно ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Образец оформления чаще всего дают на кафедре, и ориентироваться нужно в первую очередь на него (нюансы могут отличаться в разных вузах). Приведем некоторые общие требования:

  • Отчет обучающегося о прохождении практики печатается на белых листах формата А4 с одной стороны. Если отчет включает масштабные чертежи (формата А3 и больше), они размещаются в приложении.
  • Используется шрифт Times New Roman, 14пт, черного цвета.
  • Интервал между строками – полуторный, отступ красной строки 1.25 см.
  • Левое поле 3 см, правое – 1.5 см, верхнее и нижнее по 2 см.
  • Стилистика текста – научная. Не рекомендуется использование личного местоимения «я».
Пример 6

Когда речь идет о действиях студента, рекомендуется пользоваться безличными предложениями – не «я проанализировал отчетность», а «в ходе выполнения должностных обязанностей была проанализирована отчетность».

  • Список литературы оформляется по требованиям ГОСТа.

Советы, как правильно написать отчет по практике

Примеры отчетов по практике можно легко найти в Интернете, но относиться к ним надо критически. Не всегда преподаватели внимательно читают то, что им сдают, поэтому выложенные отчеты (даже если их когда-то приняли) могут быть написаны слабо и демонстрировать некомпетентность автора. Многие отчеты выложены более 10 лет назад и просто устарели, перестали отвечать действительности и требованиям к оформлению.

Пример 7

Часто студентов, скачавших чужой отчет, выдают характеристики якобы применяемой на предприятии техники и программного обеспечения (сомнительно выглядит, когда в отчете пишут, что бухгалтерия крупной компании работает с 1С:Бухгалтерия 7.7 или более ранней).

Скачанный пример написания отчета по практике должен быть именно примером, по которому вы опишете свое предприятие, а не основой вашей работы.

Для того, чтобы было легче писать отчет по окончании практики, не пренебрегайте заметками по ходу прохождения практики. Записывайте основные дела, которые вам поручали.

Попросите на предприятии материалы – наряду с формальными документами (бухгалтерская отчетность, устав) Вам могут пригодиться разнообразные презентации, публикации, методические разработки, инструкции (формальные и неформальные). На больших заводах и в холдингах могут быть целые книги, выпуск которых был приурочен к юбилею компании.

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач