Главная Методические указания Блог для фрилансеров Статьи о заработке онлайн Работа для репетиторов Работа для преподавателей Мне нужна помощь с выполнением работы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы исследования в курсовой работе

1. Терминологический аппарат
2. Теоретические методы
3. Эмпирические методы
4. Советы по выбору методов исследования для курсовой

Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы.

Терминологический аппарат

На бытовом уровне понятно, что методом называют способ что-то сделать, подход к выполнению действия. Это слово имеет греческое происхождение, производное от корня «путь», в значении «путь познания» или «путь исследования». В научной сфере определение более строгое.

Определение 1

Научный метод – это совокупность основных способов получения новых знаний и решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Такое определение дает М. Саврушева в своем учебном пособии «Философия науки и техники».

Выделяют два вида научных методов:

  • Теоретический (отражение внутренних связей, которые достигаются методами обработки данных).
  • Эмпирический (специализированная форма практики, которая тесно связана с экспериментом).

Существует и другой подход к классификации методов:

  • Общенаучные, которые применяются в большинстве отраслей человеческого знания.
  • Специальные, характерные для отдельных наук. Они обычно базируются на общенаучных, но имеют особенности, обусловленные объектом и предметом изучения.
Пример 1

Например, анализ – это общенаучный метод. Но экономический анализ (когда берут бухгалтерскую отчетность предприятия и оценивают его финансовое состояние) значительно отличается от анализа в химии (когда к неизвестному веществу добавляют реагенты, чтобы с помощью качественной реакции определить состав или присутствие определенных веществ).

Когда вы пишете введение курсовой работы, вы должны разобраться, какими методами вы собираетесь пользоваться. Безусловно, после написания всей работы, вы можете добавлять их. Очень часто бывает, что выявленные в ходе исследования факты требуют углубления, применения дополнительных инструментов исследования для понимания причин и происходящих процессов.

Теоретические методы

Основные теоретические методы:

  • Теория (система логически взаимосвязанных утверждений). Теория представляет собой информационную модель синтетического знания. В ее рамках множество понятий, законов и гипотез перестают быть разрозненными, образуют целостность. При этом сведения о закономерностях ключевого для теории объекта или явления должны быть логически непротиворечивыми и иметь единое начало (исходные эмпирические или теоретические принципы). Теория, не имеющая способности прогнозировать, лишена смысла. Именно эта способность служит основой верификации теории;
  • Гипотеза (недоказанное утверждение, догадка). Часто гипотеза предшествует формированию теории. Но не все гипотезы получают подтверждение, некоторые отвергаются. Научным может считаться не любое предположение.
Пример 2

Например, гипотеза «Я сегодня выиграю в лотерею» не является научной, она строится субъективных ощущениях.

К научной гипотезе предъявляются следующие требования:

  1. Она должна удовлетворять научному методу, объяснять все факты, к которым относится. Нельзя выбирать из совокупности наблюдений или экспериментов только подходящие, отбрасывая остальные.
  2. В ней не должно быть внутренних противоречий.
  3. Гипотеза должна обладать потенциальной проверяемостью.
  4. Не должно быть противоречий с установленными раньше фактами.
  5. Желательно, чтобы гипотеза была приложима к широкому кругу явлений.
  • Закон (это четкое утверждение, которое описывает отношения между различными понятиями). В отличие от гипотезы, законы признаются научным сообществом, согласуются и проверяются. Проверка справедливости закона может производиться как на основе теоретических умозаключений, так и по опытным данным.
  • Идеализация (создание мысленных предметов и их изменений).
Пример 3

Примеры идеализации в физике: абсолютно упругое тело, абсолютно черное тело. На самом деле таких тел не бывает, в реальности они все не «абсолютные», но могут быть приближены настолько, что в условиях отдельных задач отклонениями можно пренебречь.

  • Формализация (отражение результатов мышления).

Формализация

Рисунок 1. Формализация

  • Рефлексия (исследование конкретных явлений).
  • Индукция и дедукция (изучения предмета путем перехода от частного к общему и наоборот).
  • Абстрагирование (отвлечение от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной его стороны);
  • Классификация (объединение различных объектов в группы, или деление объема понятия на категории).

При классификации важно соблюдать правила:

  • Единство основания. Если в рамках одной классификации использовать несколько оснований, понятия будут пересекаться.
Пример 4

Например, если детей в группе поделить на девочек и детей с серыми глазами, то сероглазые девочки окажутся сразу в двух категориях, что недопустимо.

  • Соразмерность деления. Здесь может возникнуть сразу две ошибки: слишком узкая (неполная) классификация или лишние понятия. Чтобы избежать этих ошибок, нужно выбирать взаимноисключающие классы, причем подразделение должно быть непрерывным.
Пример 5

Пример неправильного деления: люди делятся на голубоглазых, сероглазых и кареглазых. На самом деле, еще встречаются люди с зелеными глазами (даже если не учитывать аномалии, такие как разный цвет глаз или отсутствие пигментации, как у альбиносов).

Эмпирические методы

Основные методы опытного типа:

  • Эксперимент (набор действий, выполняемых для проверки гипотезы).

Химический эксперимент

Рисунок 2. Химический эксперимент

  • Наблюдение (процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании). Наблюдение отличается это эксперимента степенью вмешательства ученого. В случае с экспериментом создаются специальные условия, а с наблюдением – используются те, которые есть, «естественные».
Пример 6

К примеру, биолог может следить за деревом в лесу. Это будет наблюдение. Если он начнет поливать это дерево каждый день, добавляя в воду питательные вещества, и фиксировать их влияние – получится эксперимент.

  • Измерение (определение количественных значений с использованием приборов, устройств или эталонов). Измерение часто дополняет другие эмпирические методы.

Измерительное оборудование

Рисунок 3. Измерительное оборудование

Пример 7

Поливающий дерево биолог из описанного выше эксперимента может измерять высоту и обхват этого дерева с помощью эталона длины – метра (линейки, рулетки, гибкой измерительной ленты).

Существуют также методы, которыми пользуются на обоих уровнях. Это анализ, синтез, аналогия и моделирование. Ими пользуются практически все студенты, когда пишут курсовую или дипломную, поэтому тоже можете смело их добавлять в перечень.

Советы по выбору методов исследования для курсовой

Из всех существующих методов вы должны выбрать несколько, которые будут подходить для вашего исследования. Итак, на чем будет основываться выбор?

При выборе инструментов учитывайте прежде всего, что они должны быть полезны и адекватны объекту и предмету работы, а также должны позволить выполнить поставленные задачи.

Не стоит использовать изжившие себя способы исследования. Пользуйтесь более современными.

Вы должны понимать, к чему приведет вас метод исследования. Позволит ли он получить нужный результат. В работе вы будете использовать не один метод. Все они должны быть взаимосвязаны, все должны создавать цельную работу, поддерживать друг друга.

Вы можете использовать примеры методов исследования в курсовой работе, чтобы понять, какие из них подходят вам.

Очень часто при написании курсовой работы используются четыре метода:

  1. Аналитический. Он чаще всего используется в практической части курсовой. Суть этого метода заключается в проведении какого-либо исследования. Достаточно часто это математические расчеты и сравнивание полученных результатов. Уже на основе этих данных происходит анализ и получение конкретных выводов и результатов. Студент составляет перечень рекомендаций или путей решения проблемы.
  2. Сравнительный. Студент выбирает несколько источников и на их основе проводит сравнительный анализ данных. Необходимо найти общие и различные черты. Т.к. мнений по одному вопросу может быть предостаточно, студент на их основе может сформировать свою собственную точку зрения по поводу конкретного вопроса.
  3. Анализ правовых документов. Этот метод предполагает более детальное изучение конкретной проблемы, на основе нормативно-правовой базы. Он позволяет подробно изучить свежую информацию, и на ее основе проанализировать изучаемую проблему.
  4. Анализ статей и монографий. Монография – это сборник информации, которая относится к результатам исследования конкретного вопроса. Т.е. в ней содержится разносторонняя информация по вопросу.

Также вы можете использовать методические рекомендации кафедры к написанию курсовых работ. Там указываются наиболее используемые методы. Это поможет с формулировкой. Полезно будет изучить и прошлогодние дипломные по вашей специальности.

Иногда бывает, что студент, сам того не подозревая, изучает предмет используя определенный метод, но не указывает его во введении. После написания работы просмотрите их еще раз и дополните, если нужно.

Читать следующую статью: Как оформлять список литературы в курсовой

Оценка: Проголосовать

Узнай стоимость написания работы на заказ
Бесплатно
Нажав на кнопку "Узнать стоимость", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сервиса
Автор24 - учебные работы без посредников
Статьи по теме
Закажи написание курсовой работы по своему предмету:
Телефон службы поддержки:
8-800-775-03-30
по будням с 10:00 до 20:00
support@author24.ru
Мы принимаем:
© 2020 Author24
Все права защищены