Перед автором диплома стоит много задач. Разработка собственной методологической базы – одна из них. Она необходима для того, чтобы показать, какими методами исследования пользовались по мере написания дипломной работы.
Зачем указывать методы исследования в дипломе
ВКР – это достаточно объемная работа, которой завершается обучение студентов. Она сочетает практико-ориентированные и научные черты. Хотя в последние годы в системе образования производятся попытки разграничить будущих теоретиков (ученых) и практиков, это деление еще не приобрело повсеместного масштаба.
Дипломная работа пишется по тем же правилам (пусть и в более мягкой форме), что и другие научные труды – такие, как диссертации. В некоторых вузах студентов приучают к этим требованиям начиная с курсовых работ, в других – откладывают до диплома.
Построение научного исследования предполагает строгое соответствие установленной структуре. Во введении обязательно должны быть освещены такие параметры документа, как:
- Актуальность.
- Цель и задачи.
- Объект и предмет.
- Методы.
- Ключевые источники.
Все это необходимо определить до того, как начинать сам труд. Такой порядок действий позволяет избежать трат времени – например, на изучение неактуальной темы, отклонение от маршрута к цели (распространенная проблема, если цель определена недостаточно четко), попытки охватить вниманием множество объектов или использовать неподходящие методы.
Рисунок 1. Описание методов во введении к диплому по экономике
Только выбор методологии, позволяющей решать задачи и достигать цели, делает работу над дипломом продуктивной. Аттестационная комиссия, ознакомившись со списком инструментов, сможет сделать выводы о глубине проведенного исследования, об уровне знаний защищающегося.
Виды методов исследования
Для того, чтобы перейти к классификации научных методов исследования, необходимо сначала разобраться, что это такое.
При изучении чего-либо (явления, предмета, темы и пр.) мы используем различные способы (приёмы, техники), которые помогают разобраться в их сути. Это и есть методы исследования.
Научный метод – это совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Такое определение дает М. Саврушева в своем учебном пособии «Философия науки и техники».
Все методы делятся на специальные и общенаучные. Специальные используются только в какой-то конкретной области науки и не применяются в других. Общенаучные бывают трех типов: теоретические, экспериментальные и теортетико-эмпирические, которые объединяют в себе признаки теоретических и экспериментальных методов. Данными метода в основном пользуются при написании практической части диплома.
Теоретические методы исследования
Теоретические методы:
- Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Объект исследования условно разделяется на множество частей и анализируется. Затем он собирается обратно согласно результатам анализа. Этот метод играет особую роль при построении научной теории. Хотя он применим и в естественных, и в общественных науках, для каждого типа знания он осуществляется специфическим образом. Всегда исследователь сначала выявляет главное отношение, а затем по шагам прослеживает ее изменение. Это позволяет открыть новые связи, установить их взаимодействие и отобразить сущность объекта изучения;
- Метод идеализации используется для упрощения сложных задач. Для него создаются объекты, несуществующие в реальности.
Примером идеализации в математике может служить построение математической модели. Модель проще, чем реальное явление, но сохраняет определенные его черты – в достаточной мере для проведения исследования. В физике иллюстрацией метода идеализации может служить абсолютно твердое тело, абсолютно упругое тело, инерциальная система отсчета.
- Формализация используется для отображения информации в знаковой форме.
Экспериментальные методы исследования
Экспериментальные методы:
- Наблюдение, состоящее в планомерном и целенаправленном восприятии явлений с фиксацией их результатов. Наблюдение может быть непосредственное и опосредованное, явное и скрытое, сплошное и выборочное, кратковременное и долговременное, внешнее (со стороны) и внутреннее (самонаблюдение). В ходе наблюдения реализуется несколько этапов:
- Производится подготовка к наблюдению, в том числе определение цели, условий и плана.
- Накапливаются сведения и факты о предмете наблюдения.
- Систематизируется информация с выявлением закономерностей. На этом же этапе строятся гипотезы исходя из собранных данных.
- Устанавливаются причины появление закономерностей.
- Оформляется отчет.
Рисунок 2. Наблюдение с помощью микроскопа
- Измерение, неразрывно связанное с наблюдением.
Под измерением понимают операцию определения отношения одной величины к принятой за эталон другой.
Достаточно легко привести примеры измерений в быту. Покупая овощи в магазине, мы их взвешиваем – измеряем массу (сравнивая массу овощей с эталоном – килограммом). Делая ремонт, измеряем длину и ширину различных объектов – комнат, дверных проемов, окон.
- Эксперимент, который отличается от наблюдения управляемостью условий. При проведении эксперимента обычно уже есть гипотеза или даже теория. Они определяют постановку задачи и подходы к интерпретации результатов. Эксперименты бывают разных типов:
- Качественный (проверка, существует или нет предполагаемое явление).
- Количественный (измерительный), который служит для определения численных параметров характеристик.
- Мысленный, типичный для фундаментальных наук.
- Социальный, служащий для оптимизации управления или внедрения новой формы социальной организации. При проведении социального эксперимента исследователь должен соблюдать правовые и морально-этические нормы.
- Сравнение, состоящее в сопоставлении неизвестного явления с уже изученным для поиска общего и отличного.
- Моделирование - построение модели объекта, который изучается. Применяется, когда изучать сам объект слишком сложно (вплоть до невозможности) или дорого.
Рисунок 3. Моделирование как эмпирический метод
Эмпирическо-теоретические методы
Эмпирическо-теоретические методы:
- Абстрагирование. Любой сложный объект имеет множество характеристик, которые в ходе изучения могут только отвлекать, мешать сконцентрироваться на главном.
Например, если математику нужно изучить шар как геометрическое тело (установить зависимость объема от радиуса), он не должен задумываться о материале и цвете шара. Формула объема одинакова для яркого детского резинового мячика и для белого гипсового шара, который используют художники.
- Дедукция (от общего к частному). Дедукция позволяет перейти от теории (в общем) к частностям. Начальной точкой дедукции выступают гипотезы или аксиомы. Они играют роль общего утверждения. Цель – теоремы, следствия из посылки. Истинность следствий достигается при истинности посылок.
Простейшее дедуктивное построение:
- Все медведи любят малину.
- Винни-Пух – медведь.
- Следовательно, Винни-Пух любит малину.
- Индукция (от частного к общему). Индукция в определенном смысле является противоположностью дедукции. Здесь отправной точкой выступают частные предпосылки, заключение ведется не строго через логические законы, а с помощью фактических, психологических или математических представлений. Индукция бывает полной и неполной.
Полная индукция представляет собой доказательство путем рассмотрения конечного числа частных случаев, которое исчерпывает все возможности.
Неполная индукция состоит в наблюдении за некоторым набором частных случаев, что позволяет построить гипотезу, нуждающуюся в доказательствах.
Специальные методы исследования в ВКР
Диплом пишется по конкретной специальности. Даже на титульном листе указывается, о получении какой квалификации идет речь. Текст должен соответствовать. Вообще обычно выпускная квалификационная работа – это как раз демонстрация, что студент освоил необходимую информацию, обладает умениями и навыками в профессии. Поэтому и применяемые инструменты не должны ограничиваться общенаучными.
Специальные методы потому так и называются, что в разных сферах они отличаются. При этом в основе специфических для разных наук инструментов может лежать один и тот же общенаучный.
Например, общенаучный метод анализа является базисом для таких видов:
- Экономический анализ.
- Математический анализ.
- Психологический анализ и т.д.
Специальные методы можно разделить на группы в зависимости от этапа исследования, на котором они применяются:
- Сбор информации.
В экономике может использоваться бухгалтерское и статистическое наблюдение, анкетирование и опросы, хронометраж и фотография рабочего времени. В астрономии большое значение имеет наблюдение с помощью специальных приборов. В медицине нашли применение ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография, химические методы и т.д.
- Обработка данных. Первичные, или, как их еще называют, «сырые» данные сами по себе не дают возможности прийти к каким-либо выводам.
Для обработки информации могут применяться вариации таких способов, как:
- Группировка (по различным основаниям), состоящая в расчленении имеющихся данных на однородные группы. Группирование бывает аналитическим, ранжированным, структурным.
- Расчет средних величин для оценки характерного для совокупности уровня признака.
- Вычисление отношений (динамики, структуры, координации, интенсивности и т.д.) и индексов, т.е. относительных величин для сравнения сложных совокупностей и их компонентов.
- Определение показателей вариации, отражающих меру разнообразия значений и тесноты связи между показателями и факторами.
- Построение таблиц для систематизации изложения сведений.
- Графический метод – использование точек, линий, фигур, плоскостей в различных комбинациях.
- Ряды динамики и т.д.
- Проведение аналитической работы.
- Прогнозирование.