Главная Методические указания Блог для фрилансеров Статьи о заработке онлайн Работа для репетиторов Работа для преподавателей Мне нужна помощь с выполнением работы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Как написать дипломную работу

1. Выбор темы и руководителя выпускной квалификационной работы
2. Подготовка плана диплома
3. Введение дипломной работы
4. Теоретическая часть дипломной работы
5. Практическая часть дипломной работы
6. Заключение дипломной работы
7. Список использованных источников
8. Оформление диплома

С первого курса студенты задаются вопросом, сложно ли писать диплом. Каждый преподаватель считает своим долгом сказать: «Если ты не можешь написать контрольную (реферат, курсовую), как же ты будешь писать диплом?». В результате выпускная квалификационная работа – самая объемная работа из тех, что пишут студенты за годы обучения – окружается ореолом недоступности. На самом деле, написать дипломную работу самому вполне реально – если грамотно подойти к процессу.

Выбор темы и руководителя выпускной квалификационной работы

Перед тем, как начать писать дипломную работу, необходимо определиться с темой и руководителем. Образцы тем обычно дают на кафедре, можно выбрать из готового списка или согласовать изменения. Возможно два подхода на подготовительном этапе:

  1. Сначала выбрать руководителя. Это может быть преподаватель кафедры, с которым у вас за годы обучения сложились самые теплые взаимоотношения, с которым вам будет легче достичь взаимопонимания. Это может быть преподаватель, о котором как о руководителе вы слышали хорошие отзывы от выпускников прошлых лет. Некоторые амбициозные студенты стараются попасть к заведующему кафедрой, но такой выбор достаточно рискован: у заведующего кафедрой может просто не хватить времени на внимательную проработку вашего диплома. После того, как договоренность о прикреплении достигнута, вместе с руководителем следует сформулировать тему.
  2. Сначала выбрать тему. Тема может быть связана с вашей практической деятельностью (не секрет, что многие старшекурсники даже очной формы обучения работают по специальности, а среди заочников это распространено повсеместно) или просто очень вас интересовать. Тогда руководителя придется выбирать из тех, в сферу чьих научных интересов эта тема попадает.
Пример 1

Например, если ваш диплом по программированию будет касаться автоматизации бухгалтерского учета, нецелесообразно договариваться о руководстве с преподавателем, специализирующемся на низкоуровневом программировании. Аналогично, если вы филолог и хотите сконцентрироваться на сленге в современном Интернет-общении, специалист по поэзии Серебряного века вряд ли сможет стать полезным наставником.

Очень важно, кто ведет дипломную работу. Если руководитель не сведущ в теме или просто недобросовестен, вам придется писать ВКР самостоятельно, а если тема ему интересна и он готов вникать в работу, вы получите серьезную поддержку и грамотного проводника в научном мире.

Подготовка плана диплома

Чтобы написать ВКР правильно, нужно с самого начала определиться с ее структурой – составить план. Основные требования к содержанию определяются на кафедре. Как правило, студентам предлагается делать дипломную работу из трех частей. Первая часть носит теоретический характер, вторая – методический, третья – практический. Другой вариант распределения частей: первая – теоретико-методическая, вторая – обзор текущей ситуации, третья – рекомендации. По некоторым специальностям возможна и другая структура работа.

Пример 2

Например, дипломная работа инженера наряду с собственно разработкой (техническое задание, рабочий проект) может включать главу по безопасности труда и экономическое обоснование разработки.

Оглавление дипломной работы

Рисунок 1. Оглавление дипломной работы

Можно попросить у руководителя пример написания диплома или хотя бы образец плана – скорее всего, у него сохранились прошлогодние работы, и он позволит с ними ознакомиться. Главное, не списывать все дословно (даже если тема очень похожа), а  использовать сведения исключительно как отправную точку для собственного исследования.

План диплома обязательно надо согласовать с руководителем, поскольку именно план определяет содержание материала. Будет очень обидно написать дипломную работу быстро и с вдохновением по своему плану, а потом узнать, что это все не то – и медленно и мучительно переписывать по новому содержанию.

Введение дипломной работы

Допустим, план составлен. Возникает вопрос – с чего начать написание диплома. Однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Можно идти по порядку и начать писать диплом со введения, можно оставить введение напоследок. В первом случае после написания основной части к введению все равно придется вернуться и осуществить корректировки – зато на этапе написания работы будут четко определены задачи, и их решение будет более планомерным.

Введение дипломной работы должно включать ряд обязательных элементов:

  • Обоснование актуальности. Этот материал может занимать около половины объема введения. Актуальность – это связь темы диплома с современным состоянием дел в обществе, науке и технике.
Пример 3

Так, оптимизация процесса изготовления перфокарт совершенно неактуальна, поскольку ими в настоящее время не пользуются. В то же время изучение давно отмененных законов актуально, поскольку они часто ложатся в основу принятых позже (и действующих до сих пор) или могут быть полезны при реформировании отрасли права.

  • Цель работы – чего вы собираетесь достичь в ходе написания диплома (кроме как получить документ о высшем образовании). Для правильной формулировки цели нужно четко понимать, что значит писать диплом. Если курсовые работы по большей части носили чисто учебный характер, и в них цели вроде «изучить процесс бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками» были допустимы, то дипломная работа в первую очередь должна продемонстрировать завершенность вашего обучения, способность выполнять функции специалиста. Цель не может быть учебной. Цель может начинаться со слов «оптимизация», «совершенствование», «выявление закономерностей», «построение модели», «разработка программного продукта (устройства)».
  • Задачи работы. Для их написания потребуется план. Сколько пунктов в плане – столько и задач. Нужно просто переформулировать названия параграфов, чтобы они отвечали на вопрос «что сделать?».
  • Объект и предмет исследования. Объект – это система, которую вы рассматриваете, а предмет – с какой стороны ее рассматриваете. Например, объектом будет предприятие, а предметом – производительность труда на этом предприятии.
  • Методы исследования. В значительной степени определяются сферой исследования, но почти всегда могут быть упомянуты общенаучные методы – дедукция и индукция, анализ и синтез.
  • Обзор использованной литературы.

Стандартный объем введения – 5% общего объема работы (3-5 страниц).

Теоретическая часть дипломной работы

Теоретическая часть работы базируется на изучении литературных источников. В этой части студент не создает ничего своего – он изучает, что было сделано до него. Поскольку дипломные работы проверяются на заимствования, и требования к оригинальности предъявляются достаточно высокие, просто копировать учебники и статьи нельзя, придется написать теорию своими словами. Диплом не может базироваться исключительно на учебниках: должны использоваться и монографии, и статьи в периодических изданиях (специализированные журналы, сборники материалов конференций), и электронные источники, а для многих направлений – нормативно-правовые акты.

Выбор источников – залог качества теоретической части. Требования к источникам:

  • Современность. Иногда устанавливаются жесткие формальные требования: учебники – не старше 5 лет, статьи – не старше 3 лет. Такой подход не совсем корректен. С одной стороны, классические труды (особенно умерших авторов) ничуть не выигрывают от переизданий, и цитировать Карла Маркса можно как по изданию 2018 года, так и по изданию 1956 года – разницы не будет. С другой стороны, в динамичных областях даже за 5 лет (а с учетом, что учебник публикуется не мгновенно, то есть выпущенный 5 лет назад учебник был написан лет 7 назад) многое может измениться. Проще всего в этом плане с нормативными актами: нужно брать из справочно-правовых систем действующую редакцию (если речь не идет об историческом обзоре изменений).
  • Надежность. В Интернете и в нерецензируемых журналах (а также сборниках) часто встречается недостоверная информация – это может быть связано как с некомпетентностью и недобросовестностью авторов, так и с намеренным искажением фактов. Лучше брать материал из журналов с репутацией (идеально – входящих в перечень ВАК).

Чтобы написать хороший диплом, нужно переработать много источников. В списке литературы их должно быть отражено не менее 30-40, и большая часть обычно относится именно к теоретическому разделу.

Практическая часть дипломной работы

Теорией дипломная работа не ограничивается, обязательно должна быть практика. Практику условно можно разделить на две части:

  • Обследование объекта «как есть». Если в теоретической студент анализирует источники, то в практической части происходит анализ конкретного предмета.
Пример 4

Так, например, для юристов - это анализ судебной практики, для журналистов - анализ конкретного издания, для бухгалтеров - финансовой деятельности какого-либо предприятия.

  • Разработка чего-то нового – проекта, рекомендаций, и оценка их эффекта.
Пример 5

Недостаточно просто написать: «Следует принять новый закон», надо подробно объяснить, чем он должен принципиально отличаться от действующего, какие пробелы в праве это позволит закрыть, каких проблем избежать. Для экономических дипломов самым популярным критерием является прибыль: предлагаемые мероприятия для коммерческих предприятий прямо или косвенно должны способствовать ее повышению (через снижение затрат или повышение выручки). Однако для некоторых тем могут быть выбраны и другие критерии. Для инженерных изысканий речь обычно идет о совершенствовании существующей технологии – нужно доказать, что она действительно станет чем-то лучше.

Заключение дипломной работы

К 4 курсу, когда приходит пора писать диплом, студенты обычно уже знают, что такое заключение и как оно пишется. Заключение ВКР не существенно отличается от заключения курсовой работы – разве что имеет чуть больший объем. Как и введение, оно должно занимать около 5% объема работы (возможно чуть больше – 7-8%), то есть около 3-6 страниц.

В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы по главам. Основное внимание должно уделяться практической части, из теории можно выписать только главные положения.

В заключении резюмируется, насколько были решены поставленные во введении задачи и достигнута цель. Если какие-то задачи решить не удалось, следует подробно объяснить, почему так получилось (хотя обычно этого стараются избежать – если по какому-то аспекту темы слишком мало материала, корректируют план и выбирают более освещенный).

В самом конце можно отметить практическую значимость исследования, возможности его применения. Если проект был внедрен или на него оформлено авторское свидетельство (патент), об этом тоже можно упомянуть.

Список использованных источников

Список литературы – самая жестко регламентированная часть диплома. Писать диплом в университете нужно на основании большого массива источников – стандартным требованием является использование не менее 40 единиц. На каждый источник должна быть ссылка по тексту, и каждый должен быть описан в списке литературы.

Библиографическое описание стандартизировано – требования к описанию каждой разновидности источников содержатся в ГОСТе.

Собственные требования, как написать список литературы в дипломе, может формулировать и кафедра. В таком случае образец выдается в виде методических указаний по дипломному проектированию. Именно на кафедре решается, перечисляются источники по алфавиту или в порядке использования, производится ли их деление на разделы (книги, статьи в периодических изданиях, электронные источники).

Оформление диплома

Многие выпускники на вопрос «тяжело ли писать диплом?» отвечают, что писать – не тяжело, а вот оформлять – очень тяжело.

К оформлению диплома предъявляются более строгие требования, чем к оформлению других видов работ. Оформляя свое исследование, помните, что оно будет храниться в архиве несколько десятилетий, и при необходимости его могут запросить и проверить (это делается при аккредитации вуза и в некоторых других случаях).

Наиболее общие требования к оформлению:

  • Дипломная работа печатается на белых листах А4 с одной стороны.
  • Шрифт Times New Roman 14пт, междустрочный интервал полуторный, цвет черный.
  • Отступ красной строки – 1.25 см, выравнивание по ширине.

    Параметры абзаца в дипломе

    Рисунок 2. Параметры абзаца в дипломе

  • Каждая глава и такие элементы, как введение, заключение, список литературы, начинаются с новой страницы, параграфы – без перехода на новую страницу.

Многие нюансы зависят от предпочтений кафедры – выравнивать заголовки по центру или как основной текст (с абзацного отступа), выделять заголовки полужирным начертанием, увеличенным размером шрифта, заглавным написанием букв или использовать то же начертание, что и для основного текста.

Читать следующую статью: Как оформить диплом?

Оценка: Проголосовать

Узнай стоимость написания работы на заказ
Бесплатно
Нажав на кнопку "Узнать стоимость", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сервиса
Автор24 - учебные работы без посредников
Статьи по теме
Закажи написание дипломной работы по своему предмету:
Телефон службы поддержки:
8-800-775-03-30
по будням с 10:00 до 20:00
support@author24.ru
Мы принимаем:
© 2019 Author24
Все права защищены