Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дворцовый комплекс персидских царей Дария I и Ксеркса I в Персеполе

История

Искусство Древнего Ирана не только заимствовало некоторые культурные знания и умения завоеванных народов, но также имело множество оригинальных особенностей. Прежде всего нужно сказать, что персидское искусство было дворцовым. Многие цари того времени прославляли память о себе в различных архитектурных зданиях и сооружениях. К примеру, в дворцовых ансамблях в Пасаргадах, Персеполе или Сузах. К несчастью, до современности эти роскошные сооружения не сохранились, превратившись в руины.

Персеполь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Персеполь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Статья: Дворцовый комплекс персидских царей Дария I и Ксеркса I в Персеполе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Предполагалось, что Персеполь, основанный в 560 году до нашей эры Киром Великим, будет столицей Ахеменидской империи. Но только в 520 году Дарий I начал в нем массовое строительство. Существует мнение, что город-храм строили рабы, но по утверждению исторических документов возводили его свободные граждане, которые получали за свой труд вознаграждение. В общем строительство продолжалось около 60 лет, после смерти Дария I его дело продолжили Ксеркс (486-465 г.г. до н.э.) и Артаксеркс (465-424 г.г до н.э.).

Описание комплекса

Весь комплекс был построен на крупной гранитной платформе (настиле), поднятой на 20 метров. Общая площадь Персеполя была примерно 135000 кв. м. Город располагался посередине равнины Мавр-Дэшт у подножия «Горы Милостей», которая была окружена двойной стеной из сырцового кирпича с трех сторон и примыкала к скале с восточной стороны.

Внутри настила, под городом проложили водопровод и канализацию, что, без сомнения, подтверждает высокую развитость культуры персидского народа. Дворцы царей Персии строили и украшали архитекторы покоренных персами стран и народов. Так, местные художественные традиции сплелись с техникой Элама, Египта, Греции, Ассирии. Помимо столицы Персеполь был еще центром Зороастризма и хранилищем Авесты.

«Дворцовый комплекс персидских царей Дария I и Ксеркса I в Персеполе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Состав дворцово-храмового комплекса:

  • Дворец Ападана;
  • Тронный зал;
  • Сокровищница;
  • Дворец Дария I;
  • Зал Собраний;
  • Дворец Ксеркса;
  • Гарем Ксеркса;
  • Ворота Ксеркса (Ворота всех стран);
  • Гробница Артаксеркса;

Город напоминал зороастрийский ступенчатый зиккурат по структуре, так как он находился как бы на 4-х своеобразных уровнях. Город-храм служил для приема делегаций.

Помимо вышеперечисленных сооружений в комплекс Персеполь входили дворцы других царей Персии, а также дома для прислуги и воинские казармы. Персеполь строился для определенной цели, а именно, для торжественной церемонии празднования Ноу Руза (Нового года) 21 марта. Также в нем короновали персидских царей. В день, который назначал сам император, послы преподносили дары во дворец. Причем время приема послов было составлено определенным образом, чтобы показать равенство всех народов и никого не обидеть.

В Персеполь вела широкая двухпролетная парадная лестница из камня, состоящая из 105 ступеней шириной 8 метров каждая. Она находилась с севера у западной стороны настила. Как раз по ней проходили послы и входили в Ворота Всех Народов.

Ворота Ксеркса (Ворота Всех Народов)

Около ворот располагались две статуи огромных каменных быков с крыльями, которые сохранились до наших дней. Быки служили символом нечеловеческих усилий, которые выдерживал царь, соединяя небо и землю своей властью и одаривая плодородием своих подданных. Перекрытия этих ворот походили по толщине на туннель и стояли на 4-х резных колоннах высотой 17 метров, формируя некое подобие большого зала. Таким образом считалось, что лестница была первым уровнем – «уровнем делегаций».

Дворец Ападана

Ворота Всех Народов вели на площадь, которая заканчивалась залом дворца Ападаны. Строительство дворца началось еще при Дарии I, а закончилось при Ксерксе. Во дворец вели две лестницы с северной и восточной стороны, которые были украшены рельефами, где изображались придворные, конницы, колесницы, царская охрана. Дворец состоял из большого переднего зала, который был окружен портиками. Также в нем имелись 72 шикарные колонны с каннелюрами высотой около 20 метров. К сожалению, до наших дней сохранились только 13 таких колонн. Перекрытие зала было плоским, а крыша была выполнена из дерева. Для защиты от солнца между колоннами были вывешены портьеры. Дворец Ападана был окружен вестибюлями, а на его стенах были нарисованы фигуры царских воинов. Дворец был построен для государственных приемов и связан с личными дворцами Дария I и его сына Ксеркса.

Другие сооружения

В самом центре настила располагался Трипилон – главный парадный зал в городе, а также тронный зал Ксеркса, над которым трудились около 10000 мастеров. За ним находился «Стоколонный зал», строительство которого начали при Ксерксе, а закончили при Атаксерксе. Кровля этого зала опиралась на 100 колонн, откуда и пошло название. В южной части настила располагались Дворец Ксеркса, его гарем и сокровищница царя, которая была украшена рельефным изображением Дария I и Ксеркса. «Стоколонный зал» считался вторым уровнем, где принесенные дары фиксировали и отправляли на хранение у подножия горы. Третий уровень – Дворец Апанада, куда имели доступ только мидийцы и персы знатного рода. На четверном уровне находились царские дворцы: Дарийский Тахара, от которого в настоящее время практически ничего не осталось, кроме дверных проемов. Тахар был построен для того, чтобы царь в нем проводил предцеремониальные праздничные дни. В нем всегда поддерживали священный огонь. После приношения даров наступал пир, в котором царь никогда не принимал участия. Он наблюдал за гостями из-за ширмы.

Ворота Ксеркса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Ворота Ксеркса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Практически все элементы дворца (стены, лестницы, переходы) украшены сценами, иллюстрирующими диалог царя с силами зла и тьмы.

Разрушение Персеполя

Александр Македонский в 330 году до нашей эры завоевал город, после чего его воины разграбили Персеполь. Был сожжен дворец Ксеркса, пожар от которого распространился по всему городу из-за перекрытий из дерева. Только в 1920 году были обнаружены руины города. Под ними находились следы фонтанов и водопровода, алтарь Ахурамазды, колонны и подземелья, которые вели к гробницам.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot