Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура Нотр-Дам де Пари, Собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери

Определение 1

Собор Парижской Богоматери, или Нотр-дам-де-Пари – католический храм в центре Парижа. Сооружение является одним из символов французской столицы. Располагается в восточной части города на месте первой христианской церкви (базилики Святого Стефана).

Собор Парижской Богоматери является типичным образцом европейской готической архитектуры. Примечательно, что он строился на протяжении двух веков – с 1163 по 1345 гг. Высота собора 35 метров, высота колоколен – 69 метров. На сегодняшний день известны лишь два архитектора, приложивших руку к строительству собора, это Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Следует заметить, что Нотр-дам-де-Пари – далеко не первый готический собор во Франции, однако, именно на этом месте была впервые предпринята попытка создания монументального сооружения. По задумке архитекторов этот объект должен был стать образцом нового стиля и в то же время обладать некоторыми индивидуальными чертами.

Статья: Архитектура Нотр-Дам де Пари, Собора Парижской Богоматери
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Внешний вид собора

Внешней Собор Парижской Богоматери представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами. До строительства данного сооружения такая схема практически не использовалась при строительстве религиозных сооружений. На сегодняшний день её можно увидеть лишь в соборе Святого Петра в Риме. Двойные нефы разделяются на две части продольными рядами колонн и плавно переходят в апсиде в двойной деамбулаторий.

Архитектура собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Архитектура собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Удачная концепция внутреннего пространства и интерьера религиозного сооружения сохраняется благодаря тому, что аркады центральных нефов опираются на единообразные колонны. Удивительно, что в конструкции центрального нефа собора используются шестилопастные своды, поскольку во всех похожих соборах в таких ситуациях прибегали к чередованию массивных опор с более тонкими (в зависимости от того, сколько нервюр сходились в одной точке).

«Архитектура Нотр-Дам де Пари, Собора Парижской Богоматери» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Известно, что в ходе одной из реконструкций (их за время существования собора было несколько), были внесены некоторые изменения. Пролеты галерей после реконструкции разделялись на три части, а их боковые стены стали упираться не на круглые стойки, а на плоские пилястры. Данные опоры контрастируют с пилястрами центральной части собора, уже не сливающимися со стеновыми конструкциями, как было ранее.

Плоские поверхности стеновых конструкций дублируются и на западном фасаде здания. Башни в этой части сооружения венчаются двойными боковыми нефами, поскольку они шире и устойчивее. Благодаря такому решению контрфорсы не слишком выпирают за пределы объема, более того, в уровне первого этажа они и вовсе «поглощаются» стеной напротив, которая выступает далеко вперед.

Экстерьер

Площадь перед Собором Парижской Богоматери окружается рекой Сеной, старейшей городской больницей Отель-Дьё и казарменными постройками. На этой площади расположен «нулевой километр» Франции.

Главный (западный) фасад здания имеет три входа:

  • Портал Богоматери;
  • Портал Страшного суда;
  • Портал Святой Анны.

Над каждым из них предусмотрены различные скульптурные панно, на которых изображаются библейские сцены.

<a href=Скульптуры на фасаде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 2. Скульптуры на фасаде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Выше ряда входных порталов установлен ряд каменных фигур. Эти фигуры изображают царей из Ветхого Завета (во времена Французской Революции статуи были сброшены и обезглавлены). Те, что установлены сегодня – их копии, выполненные в XIX веке.

Западная роза главного фасада была выполнена в 1220 году, под конец царствования Филиппа Августа. Это уникальное изделие занимает центральное место на главном фасаде. Роза является одной из трех соборных роз, датированных XIII-м веком.

Что касается башен главного фасада, то они не совсем идентичны: северная несколько массивнее южной. До начала XV века колокола располагались только в северной башне собора.

В качестве кровельного материала в Соборе Парижской Богоматери использована свинцовая плитка, толщиной 5 миллиметров (поэтому вес всей кровли составляет около 210 тонн). Известно, что при реставрации XIX-го века, которой занимался Виолле-ле-Дюк, была взята за образец кровельная конструкция Шартрского собора (до пожара 1836 года она была выложена из длинных узких пластин).

Верхняя часть сооружения украшается статуями горгулий и химер, они установлены на выступающих частях балок. Во времена Средневековья статуй химер на соборе не было, они были установлены в ходе масштабной реконструкции Виолле-ле-Дюка.

Помимо этого, в 1786 году был добавлен дубовый шпиль собора, имеющий высоту 96 метров. Основание шпиля окружается четырьмя статуями апостолов.

Внутреннее оформление

Поперечные нефы собора, пересекаясь с главным продольным трансептом, образуют в плане крест. По центру длинного нефа расположена серия скульптур из Евангелия.

В часовнях, расположенных в восточной части собора размещены картины и скульптуры разных мастеров (согласно многовековой традиции они даруются собору ежегодно).

Люстра собора была изготовлена по уникальному рисунку Эжена Виолле-ле-Дюка (за его основу было взято прежнее паникадило).

Интерьер собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Интерьер собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В соборе насчитывают 110 застекленных витражных окон, пропускающих внутрь помещений дневной свет. Известно, что первые витражи Собора Парижской Богоматери подвергались коренным изменениям в начале XIV века. По сути, на сегодняшний день уникальными являются лишь три витража больших роз, о которых упоминалось выше. Здесь следует отметить, что средневековые стекольные изделия были весьма массивными и зачастую состояли из инородных вкраплений. Но витражисты собора умело использовали недостатки остекления для усиления эффекта сверкания и вспышек света.

Примечательно, что в соборе хранится одна из известных христианских реликвий – терновый венец Иисуса. До середины XI века он находился на территории современного Израиля, откуда его вывезли в Византию. Последний император Константинопольской империи был вынужден заложить реликвию в Венецию, но из-за недостатка средств не смог ее выкупить. В 1238 году Людовик IX купил терновый венец у императора и внес его в Нотр-дам-де-Пари.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot