Классицизм как часть архитектуры
Классицизм – стиль, широко распространенный в европейской культуре XVII – XIX веков.
Стоит заметить, что Англия не является страной, особо приверженной классицизму в отличии, например, от России или Франции, однако можно привести огромное количество английских памятников архитектуры классицизма XVII века, к числу которых относятся:
- часовня Эммануэль-колледжа в университете Кэмбридж;
- здание морского госпиталя в Гринвиче;
- библиотека Рена в университете Кэмбридж.
В классицизме категорически отвергаются округлые вычурные формы барокко. Эталоны гармонии, строгости и монументальности в этом направлении являются преимущественными.
Рисунок 1. Библиотека Рена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие классицизма в XVII веке
Смена королевской династии в Великобритании XVII века сопровождалась серьезным переломом в строительной отрасли. Значительные политические изменения коснулись в частности и Англии - здесь трон занимают Стюарты.
Привнесение новых веяний в архитектуру классицизма Англии XVII века во многом происходит благодаря архитектору Иниго Джонсу (1573-1652). Он обучается строительному искусству в Италии, после - долгое время работает на короля Дании. После того, как сестра датского короля Анна Датская становится королевой Англии, Иниго Джонс становится придворным архитектором. Талантливый архитектор оправдывает столь высокий чин и успешно применяет навыки, полученные у архитектора Палладио, на английской земле.
После выхода трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио стал одним из наиболее признанных теоретиков в области архитектуры. Издание «Четыре книги об архитектуре» было переведено на многие европейские языки. Английский – не стал исключением. Оно содержало обобщенные выводы по теоретическим и практическим составляющим профессии архитектора того времени, являлось выводом архитектурного опыта автора. Это произведение нередко использовалось в качестве учебника в протестантских странах. Примечательно, что издание архитектора-католика сразу стало знаменем всех противников римской интерпретации барокко в протестантских странах, ведь классическое изложение его архитектурных предпочтений коррелировало произведениям итальянского барокко.
Руководствуясь основными стандартами учения Палладио, Иниго Джонс принимает участие в:
- строительстве Квинс-хаус в Гринвиче;
- реконструкции дворца Уайтхолл после пожара;
- реконструкции часовни Сент-Джеймсского дворца.
Стоит отметить, что в средневековой Европе часто возникали масштабные пожары. В одном из таких пострадало старое помещение собора Св. Павла, которое Иниго Джонс пытался расширить. За четыре дня Великого лондонского пожара в сентябре 1666 г. сгорело две трети города — 13 200 домов, 87 церквей (в том числе кафедральный собор Св. Павла), много общественных зданий. Высвобожденное пожаром место стало полем экспериментов для другого английского архитектора — Кристофера Рена. Его отстранили от работы с Иниго Джонсом после событий английской буржуазной революции 1640—1660 годов.
Новые буржуазные веяния во власти не могли не отразиться на строительной и архитектурной тематике страны. Строительство собора после политических потрясений было символом внедрения современной инженерной мысли и свидетельством того, что буржуазный слой стремится к величию, пафосу, демонстрации собственной мощи.
Примечательно, что Кристофер Рен, как архитектор, имеет непосредственное отношение к первым упоминаниям о массовом строительстве сакральных сооружений за последние несколько десятков лет на пепелище бушевавших английских пожаров. Кристофером Реном была создана национальная интерпретация классицизма в попытке реализовать новую планировку города на европейский манер. Охарактеризовать эту интерпретацию можно как буржуазно-сдержанную с достаточно свободным применением стоечно-балочной системы.
При всём вышесказанном классицизм Кристофера Рена является весьма компромиссным, сравнимым с барочным классицизмом Франции того же времени. Такое замечание действительно имеет место быть по причине того, что в его сооружения входят барочные силуэты башен, такие как башни собора Святого Павла, а также острые шпили приходских церквей, которые напоминают шатры северных народов Скандинавии. Стоит отметить и характерность масштабности, присущей другим направлениям архитектуры, в сооружении морского госпиталя в Гринвиче. Совокупность торжественности здания и игры объемов конструкций различной величины только подтверждают вышеизложенный вывод. Об архитектуре госпиталя отозвался русский император Петр I, отметив недопустимое великолепие прагматического сооружения.
Рисунок 2. Морской госпиталь в Гринвиче. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности классицизма Англии XVII века
Ключевыми особенностями английских сооружений различного назначения (общественные и жилые), строившихся для различных слоев населения, можно назвать такие признаки, как прямоугольный план, симметричная планировка фасада, значительная высота парадного этажа и небольшая –верхнего. Входы и выходы в здания выделялись так называемыми портиками – крытыми галереями различных размеров, перекрытие которых опирается по поддерживающим его колоннам. По торцам здания, как правило, размещались по два флигеля, которые соединялись с основным зданием при помощи крытой колоннады, имеющей полукруглую форму в плане.
Классицизм в Англии XVII века включал в себя новые черты идеологии восходящей в то время буржуазии, которая вела борьбу за расширение производительных сил и устойчивый рынок. Такой рационалистический подход, несомненно, переносился и на область искусства и архитектуры, которым были свойственны все вышеизложенные аспекты классицизма.