Европейское Возрождение
Архитектура Возрождения (Ренессанса) – это архитектура периода культурного рассвета, который сменил Средневековье и предшествовал Новому Времени.
Впервые описал и дал понятие возросшего интереса к античному искусству художник Джорджо Вазари в XVI веке. Общее понимание Ренессанса пришло еще позднее. Энгельс определял этот период, как «великий прогрессивный переворот». Это действительно так, поскольку возрождению античной культуры способствовали времена экономического расцвета, бурного роста культурных центров и обновления архитектуры.
Что касается искусства живописи, то оно также претерпевает в это время значительные изменения. Художники этого периода были нацелены не только на запечатление, но и на исследование. Перед творцами встала проблема восприятия пространства и правильности воспроизведения человеческих форм. В этой связи искусство начинает объединяться с наукой, что порождает художников-ученых (одним из таких был величайший Леонардо да Винчи).
Рисунок 1. Архитектура Возрождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основой для творчества художников в период Возрождения стала античность. Архитектура не стала исключением: увлеченность античностью не обошла ее стороной. Жилые и общественные здания отныне стали возводиться по принципу симметрии и однородного распределения элементов. Окна, колонны и пилястры распределялись по фасаду с одинаковым интервалом.
Архитектура Возрождения имеет свои особенности в зависимости от государств, в которых она распространялась. Наиболее интересно с архитектурной точки зрения итальянское Возрождение, однако, в других европейских странах также уцелели ценные памятники архитектуры Ренессанса.
Традиционно принято выделять три этапа в развитии архитектуры Возрождения:
- Раннее Возрождение;
- Высокое Возрождение;
- Позднее Возрождение.
Одной из причин того, что Ренессанс долго не мог укорениться на территории Англии, было то, что здесь отсутствовала собственная классическая традиция. Для сравнения, Франция была исторически более романизирована, архитекторы могли увидеть античные памятники не только во время путешествий, но и на территории своего государства. Это несомненно оказывало влияние на развитие архитектуры Ренессанса.
Английское Возрождение
Готическая архитектура, предшествующая Возрождению, господствовала в Англии на протяжении очень долгого времени. Ренессанс отмечается здесь лишь с середины XVI века (по сравнению с Италией позднее на 150 лет). Возникнув поздно, Ренессанс задержался в Англии до середины XVII века – периода промышленной революции.
Внешний облик монументальных зданий этого периода в Англии был тематически близок к французскому. Большая часть таких зданий – замки аристократии и королевские дворцовые постройки, лишь малую долю от общего количества составляли городские жилые сооружения и общественные здания.
Английское Раннее Возрождение совпадает со второй половиной XVI века. Примечательно, что Ренессанс изначально проявлялся исключительно в декоре, при этом облик здания и общие характеристики продолжали оставаться готическими. По такому принципу строились как поместья аристократов, так и общежития английских учебных заведений (например, Тринити Колледж в Кембридже).
Рисунок 2. Королевский дворец Уайт-холл. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В замковом строительстве довольно быстро отбрасываются принципы, которые утратили свой функционал в странах, где Ренессанс начался раньше. Если французские дворцовые постройки на протяжении долгого времени сохраняют план с замкнутым внутренним двором, то английские дворцы, даже в относительно ранний период, уже выглядят иначе. Здесь широко была распространена Н-образная система построения плана без внутреннего двора и без рвов-каналов, которые обычно окружали такие постройки. В данной ситуации традиции уступили место рациональным аспектам.
Английские замки, как правило, имели три этажа. В главном корпусе архитектурного ансамбля располагались галереи, второй этаж обычно занимали помещения с выставленными портретами (изображения хозяев дома). Главное помещение всего замка было связано со входом – это был огромный холл, который выполнял роль вестибюля и парадного зала одновременно.
Зрелое Возрождение в архитектуре Англии наступило в XVII веке. В этот период традиционные приемы и формы английского зодчества отошли на второй план, вследствие чего было достигнуто сближение с античными архитектурными формами, а также обусловленными ими приемами итальянского Возрождения.
Королевский дворец Уайт-холл
Наиболее значительным явлением в английской архитектуре XVII века стало строительство королевского дворца Уайт-холла (архитектор Иниго Джонс, известный мастер этого времени). Следует заметить, что возведение объекта не было осуществлено до конца.
Дворец должен был иметь огромный прямоугольный объем, разделенный по длине на три части. В центре здания располагался просторный парадный двор, а каждая из последующих частей здания делилась на три меньших двора. Как и другие английские замки, Уайт-холл имел три этажа. Главный и задний фасады разделялись на три части, что соответствует плановой структуре объекта.
Фасады оформлялись в соответствии с ренессансной схемой (поэтажно, с использованием в каждом ярусе своего ордера). Плоскость стен обрабатывалась рустом. Боковые части, имеющие по два этажа, центрировались портиками с фронтонами. В целом здание носило ярко выраженный характер классицизма. Интересно, что при детальном рассмотрении некоторых элементов явно ощущается влияние творчества итальянского архитектора Палладио. Об этом говорят итальянская мягкость поэтажных ордеров, мотив стройных колонн, и тройные палладианские оконные проемы.
Как уже отмечалось выше, из всего проекта была реализована лишь небольшая часть (Банкетная палата). Но даже эти двухъярусные фасады дают представление о величии задуманного внешнего вида.