Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неоренессанс

Сущность неоренессанса

Определение 1

Неоренессанс – это наиболее распространённая форма историзма XIX века, воспроизводившая формы архитектуры времен Возрождения.

Отличительными чертами неоренессанса являются:

  • отчетливая симметричность;
  • рациональное членение фасадов;
  • прямоугольные планы сооружений с внутренними двориками;
  • использования пилястр и рустовок.

Стиль неоренессанс отличался от классицизма и романтизма как формой, так и теоретической концепцией. Неоренессанс широко использовался для создания уникальных архитектурных ансамблей улиц и площадей, доходных домов, вокзалов, библиотек и больниц. С 1850-х годов неоронессанс достаточно прочно закрепился в Германии, где его сделали основным стилем оформления публичных зданий, а с начала 70-х годов XIX века он и вовсе стал пропагандироваться как национальный стиль Германской империи.

Варшавский вокзал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Варшавский вокзал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В это время европейский неоренессанс приобретает наибольшую декоративность, вбирает в себя некоторые черты маньеризма и барокко. Для интерьеров неоренессанса характерны большие арочные проемы и ниши, майолики, цветные гобелены, тяжелые ткани плотных структур, мебель из темного дерева.

В России неоренессанс начал прослеживаться с 30-х годов XIX века (особняк П.Н. Демидова в Санкт-Петербурге, 1835 – 1840, архитектор проекта – О. Монферран). Позднее к данному архитектурному направлению примкнули такие архитекторы, как:

  • И.А. Штакеншнейдер;
  • А.П. Брюллов;
  • К.М. Быковский.

Последние сооружения в стиле неоренессанса относятся к началу XX века, его приверженцами тогда были Л.Н. Бенуа и Ф. Тамбурини. Однако при этом отдельные черты неоренессанса можно найти и в архитектуре последующих лет, например, в проектах И.В. Жолтовского, в которых неоренессанс сосуществует с неоклассицизмом.

«Неоренессанс» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Разумеется, что прототипом для петербургских зданий в стиле неоренессанс стали итальянские здания с широкими арочными окнами, фигурными наличниками и глубокой рустовкой фасадов. К данному архитектурному направлению относят множество особняков и доходных домов на улицах Фурштатской, Кирочной и Чайковского. Мотивы неоренессанса отражены и в зданиях вокзалов (например, Николаевского и Варшавского).

Неоренессанс в архитектуре особняков

Надо сказать, что в петербургском неоренессансе середины XIX века прослеживалось несколько разновидностей. Для одних архитекторов было характерно использовать ордеры, для других – отказываться от них: в таком случае художественный лейтмотив композиции фасада дополнялся нарядными наличниками ренессансного типа. Наличники неоренессанса нередко сочетали с рустовкой нижних этажей, либо сплошной рустовкой всего фасада – в соответствии с традициями флорентийского ренессанса XV века.

Одной из характерных особенностей безордерных стилизаций ренессансных сооружений является то, что грань между ними и поздними сооружениями неоклассицизма становится весьма размытой. На протяжении десяти лет, начиная с 1840 года позднеклассицистические композиционные приемы перерождаются в неоренессансные. Это можно проследить в архитектуре некоторых особняков, построенных в 1940-е годы архитектором Г.А. Боссе.

Дальнейшую эволюцию неоренессанса иллюстрирует архитектура особняка отставного штаб-ротмистра И.В. Пашкова на Литейном проспекте, построенного в 1844 году. В сравнении с особняками Нарышкиной и генерал-майора А.В. Пашкова в композиции фасада дома И.В. Пашкова Боссе стал отходить от классицизма, хотя форма наличников второго этажа здания и прием выделения центра фасада посредством организации портика восходят к классицистическим канонам.

Особняк П.Н. Демидова в Санкт-Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Особняк П.Н. Демидова в Санкт-Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует заметить, что большая часть поверхностей особняка И.В. Пашкова оставлена архитектором неоштукатуренной. Но это вовсе не означает, что проект не был завершен. В данном случае неоштукатуренность фасадной части сооружения является новаторским художественным приемом в архитектуре. В данном приеме весьма хорошо отражается стремление того времени к более рациональным вариантам отделки зданий. Обнаженная кирпичная кладка в данном случае позволила зодчим избавиться от штукатурки, которая требовала периодического ухода и обновления. В то же время данный прием создал интересный художественный эффект: кладка из высококачественного красного кирпича удачно оттенялась штукатурными деталями фасада и гранитом цоколя.

Неоренессанс в XIX веке

В первой половине XIX века декор и планировка помещений в зданиях становятся более сложными и разнообразными. В связи с тем, что стоимость земельных участков стремительно росла, а застройка приобретала всё более плотный характер, архитекторы были вынуждены проявлять творческую выдумку в планировках. В зданиях появляются кольцевые анфилады, охватывающие внутренние световые дворы. Жилые комнаты сооружений теперь размещаются во внутренних флигелях, их соединяют с парадной частью здания при помощи коридоров. Из соображений большего удобства сообщения между разными комнатами, анфилады также стали дублировать длинными соединительными коридорами. Сложная композиция таких коридоров проявляется в некоторых сооружениях архитектора А.И. Штакеншнейдера.

В целом можно сказать, что усложнение функциональных требований к сооружениям привело к тому, что план здания становился всё менее симметричным. В частности, весьма широкое распространение в XIX веке приобретают Г-образные в плане здания. При этом лицевые фасады таких объектов получали традиционную симметричную композицию, которая даже в середине XIX века считалась одним из главных признаков художественной законченности.

Что касается больших особняков, то комплекс их помещений иногда усложнялся настолько, что помимо главного корпуса и боковых флигелей приходилось возводить и внутренние поперечные флигели. Планировка подобных сооружений максимально приближалась к планировке доходных домов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot