Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пропорции и масштаб зданий и сооружений эпохи Возрождения

Пропорции в архитектуре

Пропорция в архитектуре – это соотношение подобных отрезков или фигур, составляющих архитектурный объект и придающих ему гармоничность и целостность. Архитектурная пропорция может определяться как конструктивными требованиями, так и архитектурно-художественным замыслом.

Такие архитекторы периода Возрождения, как Палладио и Виньола сформулировали методы пропорций, исходящие от античных архитектурных примеров и от опыта нескольких поколений зодчих. Из их сочинений следует, что основой архитектурной композиции Ренессанса является закон простых соотношений.

Независимо от модульных соотношений архитекторы Возрождения применили арифметическое соотношение, нередко весьма сложное. Так, Палладио, как и Витрувий, рекомендует определять высоту помещения путем выведения средней пропорциональной из его сторон. Важнейшую роль здесь играет деление в среднем и крайнем отношении. Из записей Геймюллера следует, что если соединить пролеты фасада дворца Канчеллариа, то положение разделяющего из пилястра, будет отвечать данному делению.

Статья: Пропорции и масштаб зданий и сооружений эпохи Возрождения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Дворец Канчеллариа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дворец Канчеллариа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помимо этого, по примеру средневековых зодчих, архитекторы Ренессанса применяют те графические методы, которые вносят в конструкцию порядок, а также устанавливают между основными конструктивными элементами геометрическую связь. Надо сказать, что архитектура Возрождения ни в какой момент не руководствовалась голым чутьем при определении пропорций, но одновременно прибегала к помощи числовых отношений и геометрических построений.

Вероятно, архитекторы Ренессанса слепо не доверяли ни одному из вышеописанных методов. Применение деревянных макетов, которое наблюдалось в эпоху от Брунеллески до Микеланджело, по-видимому, сделало обязательным корректировку теоретических данных на основании впечатлений от рельефа модели.

«Пропорции и масштаб зданий и сооружений эпохи Возрождения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Следует отметить еще одну черту, присущую Раннему Ренессансу и великой греческой античности – симметрию. В каждом архитектурном ансамбле наблюдалось простое равновесие масс. Так, большая площадь в Пиенце была закончена в один прием, а архитектор, имеющий возможность сделать ее план абсолютно симметричным, прибегнул к особому приему – каждое здание ансамбля имело индивидуальный отпечаток и уникальную симметрию.

Что касается концепции масштабности, которая господствовала в средневековой архитектуре, то она чувствуется в тщательности композиции, с которой флорентийские архитекторы выполняли грандиозные фасады своих палаццо. Она вновь повторяется в эпоху Альберти в ордерах, которые ставятся один над другим. Этот прием четко выделяет высоту каждого этажа. Подобная идея господствует до времен Браманте в композициях с небольшими ордерами (например, во дворце Канчеллариа и дворце Жиро).

Замечание 1

Применение в архитектуре колоссального ордера, который стирает разделение здания на этажи, является нарушением данного правила. Данное правило окончательно было забыто только в эпоху Микеланджело, который применял в своих конструкциях огромные пилястры.

Строительные приемы

Если сравнивать сооружения французского и итальянского Ренессанса, то методы строительства тех и других резко отличаются.

Что касается строительных материалов, то наиболее типичной чертой итальянского Возрождения было сочетания камня и кирпича в несущих конструкциях. Кирпич, повсеместно вышедший из употребления в период Средневековья, вновь применяется при первом соприкосновении с Италией.

Шарлеваль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Шарлеваль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Например, некоторые секции замка Блуа, как и большая часть итальянских палаццо, были построены из кирпича и украшены каменными деталями. В Сен-Жермене же и в Ла Мюэтт стены наоборот, были возведены из бутовой кладки и украшены декоративными деталями из кирпича. Во Франции применялись аналогичные строительные материалы, что и в Италии, но что касается строительных приемов, то здесь сходства уже нет.

Украшения и масштабность объектов

Итальянские архитекторы допускали отступление от канонических пропорций в архитектуре лишь в начале Ренессанса и только в одном случае: при проектировании аркад и колонн. Во Франции данное исключение в определенный момент стало правилом.

Благодаря сношениям с итальянской архитектурой во Франции развивается чувство модульных пропорций, что несомненно влияет на восприятие масштаба здания. Архитекторы здесь постепенно отказываются от соответствия между линиями антаблемента и элементами конструкций. Интересно, что привычка применять карнизы, как и подоконники, остается.

Предшествующее готическое искусство не допускало повторяющихся капителей, поэтому архитекторы французского Возрождения старались дополнить капители скульптурными деталями.

На протяжении всего периода Раннего Ренессанса каждый уровень здания обрабатывался своим ордером. В качестве редкого исключения могли быть отмечены выступы и Экуана и ворота замка Тур Дэг. Первые сооружения, масштабность которых была подчеркнута пилястрами, проложенными во всю высоту здания, появились только во второй половине XVI века.

Нередко вместо пилястр во французском Ренессансе использовали рустованные лопатки и всегда перевязывали эти лопатки с кирпичной кадкой штрабами. Данный декоративный прием использовался во всех зданиях времен Людовика XII.

Считается, что впервые выступающие ряды кирпичей или камней были применены Пьером Леско в Лувре. Главные фасады дворцов были сильно акцентированы угловыми блоками на гладком фоне стен и выделялись правильными рядами.

При Карле IX русты были основой мотива обработки фасадов Шарлевиля. Примерно в этот же временной период данный мотив встречался и в замке Пайи. Ширина рядов кладки здесь уменьшалась от основания здания к вершине, что создает иллюзию большого масштаба, напоминающего флорентийские дворцы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot