Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери, или Нотр-дам-де-Пари – католический храм в центре Парижа. Сооружение является одним из символов французской столицы. Располагается в восточной части города на месте первой христианской церкви (базилики Святого Стефана).
Собор Парижской Богоматери является типичным образцом европейской готической архитектуры. Примечательно, что он строился на протяжении двух веков – с 1163 по 1345 гг. Высота собора 35 метров, высота колоколен – 69 метров. На сегодняшний день известны лишь два архитектора, приложивших руку к строительству собора, это Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
Следует заметить, что Нотр-дам-де-Пари – далеко не первый готический собор во Франции, однако, именно на этом месте была впервые предпринята попытка создания монументального сооружения. По задумке архитекторов этот объект должен был стать образцом нового стиля и в то же время обладать некоторыми индивидуальными чертами.
Внешний вид собора
Внешней Собор Парижской Богоматери представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами. До строительства данного сооружения такая схема практически не использовалась при строительстве религиозных сооружений. На сегодняшний день её можно увидеть лишь в соборе Святого Петра в Риме. Двойные нефы разделяются на две части продольными рядами колонн и плавно переходят в апсиде в двойной деамбулаторий.
Рисунок 1. Архитектура собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Удачная концепция внутреннего пространства и интерьера религиозного сооружения сохраняется благодаря тому, что аркады центральных нефов опираются на единообразные колонны. Удивительно, что в конструкции центрального нефа собора используются шестилопастные своды, поскольку во всех похожих соборах в таких ситуациях прибегали к чередованию массивных опор с более тонкими (в зависимости от того, сколько нервюр сходились в одной точке).
Известно, что в ходе одной из реконструкций (их за время существования собора было несколько), были внесены некоторые изменения. Пролеты галерей после реконструкции разделялись на три части, а их боковые стены стали упираться не на круглые стойки, а на плоские пилястры. Данные опоры контрастируют с пилястрами центральной части собора, уже не сливающимися со стеновыми конструкциями, как было ранее.
Плоские поверхности стеновых конструкций дублируются и на западном фасаде здания. Башни в этой части сооружения венчаются двойными боковыми нефами, поскольку они шире и устойчивее. Благодаря такому решению контрфорсы не слишком выпирают за пределы объема, более того, в уровне первого этажа они и вовсе «поглощаются» стеной напротив, которая выступает далеко вперед.
Экстерьер
Площадь перед Собором Парижской Богоматери окружается рекой Сеной, старейшей городской больницей Отель-Дьё и казарменными постройками. На этой площади расположен «нулевой километр» Франции.
Главный (западный) фасад здания имеет три входа:
- Портал Богоматери;
- Портал Страшного суда;
- Портал Святой Анны.
Над каждым из них предусмотрены различные скульптурные панно, на которых изображаются библейские сцены.
Скульптуры на фасаде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Скульптуры на фасаде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выше ряда входных порталов установлен ряд каменных фигур. Эти фигуры изображают царей из Ветхого Завета (во времена Французской Революции статуи были сброшены и обезглавлены). Те, что установлены сегодня – их копии, выполненные в XIX веке.
Западная роза главного фасада была выполнена в 1220 году, под конец царствования Филиппа Августа. Это уникальное изделие занимает центральное место на главном фасаде. Роза является одной из трех соборных роз, датированных XIII-м веком.
Что касается башен главного фасада, то они не совсем идентичны: северная несколько массивнее южной. До начала XV века колокола располагались только в северной башне собора.
В качестве кровельного материала в Соборе Парижской Богоматери использована свинцовая плитка, толщиной 5 миллиметров (поэтому вес всей кровли составляет около 210 тонн). Известно, что при реставрации XIX-го века, которой занимался Виолле-ле-Дюк, была взята за образец кровельная конструкция Шартрского собора (до пожара 1836 года она была выложена из длинных узких пластин).
Верхняя часть сооружения украшается статуями горгулий и химер, они установлены на выступающих частях балок. Во времена Средневековья статуй химер на соборе не было, они были установлены в ходе масштабной реконструкции Виолле-ле-Дюка.
Помимо этого, в 1786 году был добавлен дубовый шпиль собора, имеющий высоту 96 метров. Основание шпиля окружается четырьмя статуями апостолов.
Внутреннее оформление
Поперечные нефы собора, пересекаясь с главным продольным трансептом, образуют в плане крест. По центру длинного нефа расположена серия скульптур из Евангелия.
В часовнях, расположенных в восточной части собора размещены картины и скульптуры разных мастеров (согласно многовековой традиции они даруются собору ежегодно).
Люстра собора была изготовлена по уникальному рисунку Эжена Виолле-ле-Дюка (за его основу было взято прежнее паникадило).
Рисунок 3. Интерьер собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В соборе насчитывают 110 застекленных витражных окон, пропускающих внутрь помещений дневной свет. Известно, что первые витражи Собора Парижской Богоматери подвергались коренным изменениям в начале XIV века. По сути, на сегодняшний день уникальными являются лишь три витража больших роз, о которых упоминалось выше. Здесь следует отметить, что средневековые стекольные изделия были весьма массивными и зачастую состояли из инородных вкраплений. Но витражисты собора умело использовали недостатки остекления для усиления эффекта сверкания и вспышек света.
Примечательно, что в соборе хранится одна из известных христианских реликвий – терновый венец Иисуса. До середины XI века он находился на территории современного Израиля, откуда его вывезли в Византию. Последний император Константинопольской империи был вынужден заложить реликвию в Венецию, но из-за недостатка средств не смог ее выкупить. В 1238 году Людовик IX купил терновый венец у императора и внес его в Нотр-дам-де-Пари.