Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура эпохи Позднего Ренессанса

Развитие архитектуры Возрождения

Определение 1

Ренессанс – это возрождение интереса архитекторов к античным формам и наследию, а также возврат к античным формам в искусстве.

Развитие итальянского искусства и архитектуры обрывается в XVI веке, когда наступает эпоха исторических перемен. Экономический упадок Италии в этот период становится все сильнее из-за конкурентоспособных в плане торговли и промышленности североевропейских стран. Италия осталась в стороне от новых путей мировой транзитной торговли. Помимо этого, политическая раздробленность внутри государства сделала Италию легкой добычей для чужеземных завоевателей. Данные события положили конец свободным и независимым итальянским республикам и превратили их в небольшие государства монархического типа.

Статья: Архитектура эпохи Позднего Ренессанса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Архитектура Возрождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Архитектура Возрождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Политический климат не мог не сказаться на итальянском зодчестве. Надо сказать, что свойственные ему прогрессивные тенденции в развитии не были полностью сломлены, но несмотря на это проявлялись признаки глубокого внутреннего перелома. Дальнейшее развитие итальянской архитектуры идет по весьма сложному и противоречивому пути, протекающему в главнейших центрах архитектурной деятельности:

  • Риме;
  • Флоренции;
  • Венеции.
Замечание 1

Вышеописанный перелом произошел в средней Италии и отмечается двумя трагическими событиями: разграблением Рима (1527) и гибелью Флорентийской республики.

«Архитектура эпохи Позднего Ренессанса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Трагедия 1527 года нанесла сильнейший урон культуре Ренессанса в Риме. С этого момента папство в политическом плане ничем не отличалось от других мелких феодальных формирований Италии, которые находились под влиянием Габсбургов. Тем не менее, папское государство стремилось укрепить свое влияние в сфере духовного руководства.

Борьба с протестными настроениями в этот период определяла главную повестку политической деятельности Рима. Высшие сословия вынуждены были приспосабливать католицизм к новым условиям и находить более эффективные методы религиозной пропаганды. Именно в эти времена была проведена реорганизация церкви, она укрепила централизованную систему с папой во главе. Для более широкой пропаганды религии и борьбы с ее противниками был создан монашеский орден иезуитов (1540). Он в первые же годы превратился в международную милитаристическую организацию, которая проникла во все сферы общественной жизни.

Архитекторы

Место, которое занимали художники, архитекторы и зодчие, изменилось. Универсализм великих мастеров отошел в прошлое и между учеными и творческими личностями образовалась пропасть. Вышеописанные виды деятельности стали чуждыми друг другу. Именно в такой обстановке складывалось зодчество XVI века в Италии. Несмотря на то, что в первое время были разработаны принципиально новые типы сооружений, был потерян единый вектор развития. Характерной четой стало сосуществование и развитие нескольких течений (архитектурных школ и направлений).

Позднее Возрождение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Позднее Возрождение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гуманистические традиции Ренессанса сохранялись в творчестве старшего поколения архитекторов. Многие из этих людей покинули Рим в поисках новых заказов и более благоприятной обстановки для творчества. Так, Джулио Романо переехал в Мантую, а Алесси (ученик самого Микеланджело) перебрался в Геную. Эти и многие другие специалисты приспосабливались к новым тенденциям в строительстве дворцовой архитектуры и подготавливали почву для Палладио, которого по праву можно назвать единственным представителем нового поколения.

Другие архитекторы, работавшие в Риме (например, Антонио да Сангалло Младший или Перрци), пытались адаптироваться к новым требованиям. В то же время Микеланджело, творчество которого само по себе представляло обособленное направление, непримиримо боролся за высокие идеалы в архитектуре своей молодости. Он тяжело переживал безнадежность подобных действий, что не могло не отразиться на его творчестве. Он принес в архитектуру новые, до этого неизвестные элементы напряженной пластики.

Архитекторы более позднего поколения, работавшие во второй четверти XVI века, в полной мере ощутили последствия итальянского кризиса и предпринимали попытки уйти от противоречий жизни. Они обслуживали аристократическую верхушку и строили преимущественно дворцы и загородные виллы. Такая архитектура своим внешним видом демонстрировала причастность к зрелому Возрождению. Эти специалисты (Буонталенти, Вазари и Амманати) были больше всех восприимчивы к влиянию Микеланджело.

Римская архитектура

В Риме в период Позднего Ренессанса наблюдалась тенденция к увеличению интереса к истории и археологии. Специалисты стремились возродить античность и понять его исторические корни.

Здесь следует отметить вышедшее в 1550 году издание под названием «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», автором которого был Джорджо Вазари. Это первое в мире научно обоснованное издание по истории искусств, для создания которой автор объездил всю Италию и собрал максимально ценный документальный материал. В этой книге изложена информация о истории мирового искусства, проявляющейся в творениях Микеланджело и Рафаэля.

Замечание 2

Несмотря на многочисленные субъективные мнения и пристрастные оценки, это издание даже на сегодняшний день считается основным источником для изучения итальянской истории искусства и архитектуры. Основная концепция издания оказала огромное влияние на последующие научные открытия.

Интерес к историзму и канонизации проявился в создании Витрувианской академии. Она была основана в 30-е годы XVI века и просуществовала несколько десятилетий. Её участники (Виньола и Перуцци) поставили себе грандиозную цель – создать исчерпывающее издание Витрувианских теорий и описать монументальные сооружения античности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot