Термин «четвертая власть»: суть, история
Говоря о возможности средств массовой информации управлять обществом, часто употребляют термин «четвертая власть», что определяет как СМИ, так и его влияние в обществе.
Как известно, в России первой, второй и третьей ветвями властей являются законодательная, исполнительная и судебная. Англоязычный термин (Fourth Estate) также отражает подобное разделение.
Впервые термин «четвертая власть» был использован в 1840 г. О. де Бальзаком. Причем, во Франции того времени эта «четвертая власть» реально влияла на первые три ветви власти.
Но подобное влияние было отмечено не только во Франции. Например, в 1972 г. в США журналисты «Вашингтон пост» Б. Вудворд и К. Бернстайн расследовали «Уотергейтский скандал», что послужил причиной отставки тогдашнего президента Америки Р. Никсона.
В России подобное использование СМИ стало частью политической стратегии еще во время выборов президента России в 1996 году, когда все российские федеральные телеканалы очерняли КПРФ. В 2000 году в эфире телеканалов нашей страны можно было увидеть информационную войну между телеканалами «ОРТ» и «НТВ».
СМИ: реальная или нереальная власть?
Конечно же современные СМИ не имеют именно реальной власти (в сравнении ее с традиционными ветвями власти) – они не могут, например, принуждать кого-либо к совершению какого-либо действия. Но средства массовой информации всегда могли оказывать влияние на общественное мнение и власть. Это было хорошо заметно в особенности тогда, когда число каналов и изданий в стране было ограничено, и аудитория верила этим источникам информации.
Все изменилось с появлением многоканального телевидения и интернета, что дали индивидуализацию информационного потребления – теперь в открытом доступе находится большое количество разнообразных источников информации, что снижает возможность манипулирования общественным мнением.
Осознание определенной силы и власти СМИ журналистами должно сочетаться с их чувством долга перед своей аудиторией. Журналистика - это сфера деятельности, что должна тяготеть к высокому уровню точности и беспристрастности, к соблюдению правил честной игры всеми ее представителями.
Стоит отметить также и то, что СМИ и власти взаимовлияют друг на друга, что сказывается на обществе. Средства массовой информации в 21-ом веке уже являются инструментами реализации определенных политических стратегий на информационном рынке. Подобное еще более заметно в случае стран, где лидерам необходимо навязывать общественности определенные стереотипы власти, пропагандировать определенные идеи.
Приемы манипуляции обществом
Исследователи уверяют, что человек наиболее полно воспринимает информацию в печатном виде. Значит следует выделить главные приемы манипуляции в периодических печатных изданиях:
- особый подбор фотографий;
- особые комментарии к ним;
- цитаты, что были вырваны из контекста, с уже новым комментарием;
- заголовки, что не подходят к смыслу статьи, но провоцируют аудиторию на определенные выводы;
- и пр.
Интернет также является видом СМИ, что активно влияет на сознание и мнение общества. Но он выгодно отличается от печатных СМИ, например, тем, что доступен в любое время суток, и может вместить в себя неограниченный объем информации. Манипулятивные технологии в сети Интернет:
- сфабрикованные факты;
- частое использование слухов;
- оперирование ссылками на будто бы сенсационные новости, например, трагические новости из жизни популярных людей;
- размещение отредактированных компрометирующих фотоизображений на различных сайтах с соответствующими комментариями.
Борьба с дезинформацией
Конечно же следует игнорировать дезинформацию, не вестись на поводу у желающих манипулировать обществом людей. Так исследователи советуют не принимать никакое сообщение за правду, предварительно представив, какова цель этого сообщения, и кто может за ним стоять.
Информацию, что вызывает недоверие, следует обдумывать отстраняясь от ненужных эмоций.
Также не следует мыслить сложившимися в обществе стереотипами.