Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

СМИ как фактор управления обществом

Термин «четвертая власть»: суть, история

Говоря о возможности средств массовой информации управлять обществом, часто употребляют термин «четвертая власть», что определяет как СМИ, так и его влияние в обществе.

Как известно, в России первой, второй и третьей ветвями властей являются законодательная, исполнительная и судебная. Англоязычный термин (Fourth Estate) также отражает подобное разделение.

Впервые термин «четвертая власть» был использован в 1840 г. О. де Бальзаком. Причем, во Франции того времени эта «четвертая власть» реально влияла на первые три ветви власти.

Но подобное влияние было отмечено не только во Франции. Например, в 1972 г. в США журналисты «Вашингтон пост» Б. Вудворд и К. Бернстайн расследовали «Уотергейтский скандал», что послужил причиной отставки тогдашнего президента Америки Р. Никсона.

Статья: СМИ как фактор управления обществом
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

В России подобное использование СМИ стало частью политической стратегии еще во время выборов президента России в 1996 году, когда все российские федеральные телеканалы очерняли КПРФ. В 2000 году в эфире телеканалов нашей страны можно было увидеть информационную войну между телеканалами «ОРТ» и «НТВ».

СМИ: реальная или нереальная власть?

Конечно же современные СМИ не имеют именно реальной власти (в сравнении ее с традиционными ветвями власти) – они не могут, например, принуждать кого-либо к совершению какого-либо действия. Но средства массовой информации всегда могли оказывать влияние на общественное мнение и власть. Это было хорошо заметно в особенности тогда, когда число каналов и изданий в стране было ограничено, и аудитория верила этим источникам информации.

Все изменилось с появлением многоканального телевидения и интернета, что дали индивидуализацию информационного потребления – теперь в открытом доступе находится большое количество разнообразных источников информации, что снижает возможность манипулирования общественным мнением.

«СМИ как фактор управления обществом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Осознание определенной силы и власти СМИ журналистами должно сочетаться с их чувством долга перед своей аудиторией. Журналистика - это сфера деятельности, что должна тяготеть к высокому уровню точности и беспристрастности, к соблюдению правил честной игры всеми ее представителями.

Замечание 2

Стоит отметить также и то, что СМИ и власти взаимовлияют друг на друга, что сказывается на обществе. Средства массовой информации в 21-ом веке уже являются инструментами реализации определенных политических стратегий на информационном рынке. Подобное еще более заметно в случае стран, где лидерам необходимо навязывать общественности определенные стереотипы власти, пропагандировать определенные идеи.

Приемы манипуляции обществом

Исследователи уверяют, что человек наиболее полно воспринимает информацию в печатном виде. Значит следует выделить главные приемы манипуляции в периодических печатных изданиях:

  • особый подбор фотографий;
  • особые комментарии к ним;
  • цитаты, что были вырваны из контекста, с уже новым комментарием;
  • заголовки, что не подходят к смыслу статьи, но провоцируют аудиторию на определенные выводы;
  • и пр.

Интернет также является видом СМИ, что активно влияет на сознание и мнение общества. Но он выгодно отличается от печатных СМИ, например, тем, что доступен в любое время суток, и может вместить в себя неограниченный объем информации. Манипулятивные технологии в сети Интернет:

  • сфабрикованные факты;
  • частое использование слухов;
  • оперирование ссылками на будто бы сенсационные новости, например, трагические новости из жизни популярных людей;
  • размещение отредактированных компрометирующих фотоизображений на различных сайтах с соответствующими комментариями.

Борьба с дезинформацией

Конечно же следует игнорировать дезинформацию, не вестись на поводу у желающих манипулировать обществом людей. Так исследователи советуют не принимать никакое сообщение за правду, предварительно представив, какова цель этого сообщения, и кто может за ним стоять.

Информацию, что вызывает недоверие, следует обдумывать отстраняясь от ненужных эмоций.

Также не следует мыслить сложившимися в обществе стереотипами.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 15.12.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot