Литература

Что такое пейзаж в литературном произведении? Какие функции он выполняет? Назовите типы пейзажей в литературных произведениях. Приведите примеры.

3 ответа

  • Литература

    Слово «пейзаж» переводится с французского как «местность». В литературном произведении представляет собой описание окружающей природы, в которой происходит фабульное действие. Как правило, пейзаж имеет прямое отношение к конкретному персонажу или группе персонажей, отражая их душевное состояние или контрастируя с ним. Функции пейзажа классифицируются в зависимости от объекта описания, литературного стиля и особенностей образного отражения жизни в произведении. Например, в сентиментализме персонажи «живут» среди умиротворенных пейзажей, в романтизме природа отражает страстные переживания героев, а в модернизме и импрессионизме часто становится отдельным действующим лицом. Пример пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса ...стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей.

  • Литература

    Пейзаж в литературном произведении представляет собой образ окружения героя, любого открытого пространства. Способ изображения пейзажа и его характер – принципиальные моменты для произведения. Пейзаж является способом раскрытия души героя или его мировосприятия. Например, Татьяна в «Евгении Онегине» А. Пушкина, посредством описания русской природы, предстает перед читателем барышней с «русскою душою». Дискуссионные беседы о природе Аркадия и Базарова в «Отцах и детях» И. Тургенева на фоне прекрасного пейзажа подчеркивают эстетическую значимость окружающего мира. И. Тургенев использует пейзаж как аргумент и контраргумент в разговорах героев. Функции пейзажа в литературе: 1. Выступает одним из элементов формирования образа персонажа. 2. Характеризует местность и особенности колорита. 3. Представляет фон, на котором развиваются события. 4. Выступает «зеркалом» душевного состояния героев: подчеркивает или демонстрирует эмоциональную картину. 5. Представляет собой источник философских размышлений автора. 6. Указывает на специфичность восприятия мира персонажем или самим автором. 7. Выступает призмой при размытости границ между природным и человеческим. 8. Характеризует социальные условия существования персонажей. 9. Символизирует фабульные и сюжетные особенности.

  • Литература

    М. Н. Эпштейн, известный литературовед XX-XXI вв. считает, что литературные пейзажи могут классифицироваться по 4 основополагающим признакам (создано на основе поэтических произведений): 1. Сезонность и ландшафтность (например, зимний горный, весенний степной). 2. Масштабность (например, сельский, городской, национальный, планетарный). 3. Принадлежность к жанру и стилю (например, захватывающий или незаметный, пустынный или живой, унылый или буйный). 4. Особняком стоят фантастический и идеальный пейзаж. В литературоведении существует несколько других классификаций пейзажей. Традиционное деление пейзажей на типы: 1. Лирический. К сюжету не имеет прямого отношения. Создается метафоричностью, риторическими приемами и гиперболизацией. Делится на два подтипа: - собственно лирический (выражает чувства повествователя); - настроения (создает у читателя эмоциональный фон). 2. Пейзаж действия. Отражает внутренний мир героев и развивается вместе с фабулой. Характеризуется и персонажем, и повествователем. 3. Самоценный. Призван создавать иллюзию реальности. Широко распространен в романтизме. 4. Символичный. Обобщенный пейзаж без локализации. Яркий пример – целина в романе М. Шолохова «Поднятая целина».