Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Критерии и инструменты социальной защиты

Критерии социальной защиты

В условиях рыночных отношений, чтобы социальная защита населения была реализована, важно разработать её концепцию.

Организовать социальную поддержку населения при отсутствии системы взглядов на понимание данного процесса, в принципе невозможно. Как показывает практика, лучшая форма материализации замысла – это разработка соответствующих программ.

Если говорить о предыдущих годах, то многие специалисты в области социальной защиты населения считают, что в стране не было подобных замыслов или концепций. Но, здесь идет подмена понятий.

Концепция была частью социальной политики, а не самостоятельной идеей. В то время существовало безоговорочное убеждение в том, что социальная политика государства и общенародная собственность каждому гражданину гарантируют защиту.

Подобная убежденность затрудняла восприятие осуществляемых мер по социальной защите в рамках концепции, к тому же она не была сформулирована.

Рассмотрим критерии социальной защиты населения, потому что их трактовка неодинакова в России и за рубежом.

Выбор критериев предоставления социальной защиты по различным регионам может иметь свои, неадекватные подходы. Критерии существуют для того, чтобы иметь возможность определять объект социальной защиты.

Для определения объекта могут использоваться признаки, которые его характеризуют. Критерии, на основе которых осуществляется социальная защита, должны иметь такое количество признаков, каково население страны, потому что все граждане государства являются объектом социальной защиты, но их возраст, социальное положение, доходы и другие характеристики различны.

Можно выделить общий критерий социальной защиты населения – это защищенность трудоспособных и социально уязвимых слоев населения.

Они должны иметь гарантированный прожиточный минимум. Этот критерий может содержать систему показателей, но в основе должен быть показатель уровня социальной защищенности.

Вывод населения из числа бедных, находящихся в критической ситуации, через оказание конкретных видов временной помощи есть критерий социальной поддержки.

«Критерии и инструменты социальной защиты» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

По мнению ряда специалистов, статус нуждающихся в социальной поддержке, можно определять по некоторым признакам:

  • признак малообеспеченности налицо, когда совокупный среднедушевой доход семьи ниже регионального прожиточного минимума;
  • признак остронуждаемости проявляется в неконкурентоспособности на рынке труда, потере места работы, экстремальности ситуации (бомжи, беженцы, пострадавшие от аварий и стихийных бедствий), состояние здоровья и др.
Замечание 1

Все виды и формы помощи определяются на районном уровне управления. Безусловно, что такая работа от местных органов власти требует больших усилий. Выполнить её только одни работники аппарата или только сотрудники служб социального обеспечения вряд ли смогут. Для проверки нуждаемости важно привлекать и депутатов местных Советов, и представителей общественных организаций, и активистов органов местного самоуправления.

Программы социальной защиты населения и их разработка

Реализация государственной социальной политики происходит через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Основная часть этих программ направлена на ликвидацию социальных проблем в экстренном порядке, но не на решение этих проблем.

Социальные проблемы, как любые другие, имеют свои причины и свои следствия. Попытки государства улучшить жизнь населения страны являются всего лишь смягчением следствий, а не решением проблемы.

В рыночных отношениях социальная защищенность населения должна быть разграничена по уровню дохода, по степени нетрудоспособности, а иногда и по принципу занятости в общественном производстве, а некоторые слои населения вообще нуждаются в специальных социальных программах.

Социальные программы финансируются как за счет государственных средств, так и за счет средств местных бюджетов, средств организаций, предприятий, за счет населения.

Замечание 2

Социальная политика России относится к слабому звену государственного управления в течение уже многих лет. Это вызывает недовольство всех слоев населения.

Очень большое значение для стратегического планирования имеет четкое представление таких понятий, как «социальная программа» и «социальная проблема».

Под социальной программой понимается план деятельности и содержание, где изложены основные цели и задачи решения социальных проблем. Изложен характер мероприятий, уточняются сроки их исполнения и определены участники процесса с их функциями.

В процессе деятельности и в ходе развития общества возникают те или иные противоречия, требующие своего решения средствами социального управления – это уже будет социальная проблема.

Существующие виды социальных программ в российской практике:

  • программа доходов и цен;
  • программа занятости и социально-трудовых отношений;
  • программа охраны здоровья и развитии здравоохранения;
  • программа социальной защиты населения и отдельных групп (инвалидов, военнослужащих и др.);
  • программа по развитию образования;
  • программа семьи, материнства, детства;
  • программа «дети России» и др.

Как правило, долгосрочные социальные программы формируются на 10 лет и более. Целевые программы предусматривают взаимодействие всех участников-исполнителей намеченных мероприятий. Они должны быть скоординированы по целям, срокам, содержанию и направлены на решение социальных проблем на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Чтобы создать социальную программу надо провести поэтапные разработки:

  • определение проблемной ситуации;
  • разработка концепции планируемой программы;
  • поиск водимых данных;
  • формирование самой программы;
  • прогнозирование результатов;
  • разработка стандартов показателей эффективности;
  • разработка управления реализацией программы.
Замечание 3

Свои моменты должна предусматривать концептуальная разработка программы: концепция решения проблемы разрабатывается в данном временном периоде, обязательно определяются цели и подцели программы, формируется план мероприятий, разрабатываются модели организационной инфраструктуры, определяются источники информации, виды и формы входных и выходных данных.

Механизм реализации программ социальной защиты

Реализация программ социальной поддержки происходит с помощью многоуровневого механизма. Он дает возможность ресурсные базы разных уровней управления объединить.

Таким образом, этот механизм включает в себя систему социального обеспечения, службы переподготовки и профессионального обучения, предоставление финансовой помощи.

Исходя из того, что субъектов и объектов социальной помощи много и требуется дифференцированный подход, то этот механизм нуждается в обработке. Если этого не произойдет, то рациональное использование выделенных средств для социальной поддержки, может быть исключено.

Для начала определяется порядок выдачи посемейных пособий по принципу малообеспеченности. Выдача этих пособий финансируется из областного бюджета.

Данная форма социальной поддержки не исключает и традиционных форм помощи по остронуждаемости. Основная задача всех заинтересованных ведомств состоит в оказании социальной поддержки малообеспеченным семьям независимо от причин бедности.

Для оказания помощи устанавливается состав и численность таких семей, делается расчет ресурсного обеспечения мер поддержки и утверждается объем финансирования.

Выделяемые из областного бюджета средства в первую очередь направляются в одноименные фонды для финансирования посемейных пособий и развития инфраструктуры социальной помощи.

На районном и городском уровне осуществляется практическая работа по оказанию социальной поддержки и изыскивается дополнительная возможность помощи тем, кто в ней остро нуждается.

В зависимости от численности малообеспеченных семей районам города и области выделяются дотации этим семьям. Средства из областного бюджета идут городским фондам социальной поддержки при отделах социальной защиты.

Исходя из прожиточного минимума, эти средства идут на обеспечение питанием малообеспеченных семей. Средства означенного порядка на местном уровне аккумулируются районным фондом социальной поддержки и распределяются отделами социальной защиты, труда и занятости. Эти отделы принимают решение о праве, форме и очередности получения адресной помощи в ней нуждающихся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot