Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологический анализ сказок

Сказка и её влияние на формирование личности

Замечание 1

Сказка для личностного формирования дошкольников и младших школьников имеет огромное значение. В сказке заключается мудрость народа, особенности национального характера, ценности и идеалы.

Имеются три гипотезы происхождения сказок: антропологическая, лингвистическая, психоаналитическая.

Антропологический подход подразумевает, что в сказке отражены живые представления и обычаи прошлых времен, сохранившиеся в виде пережитков.

Эволюция сказки при лингвистическом подходе анализируется как устная традиция народного творчества. Лингвисты считают, что сказки имеют единый источник возникновения и последующее распространение в разных культурах.

К древним мифам, магии и снам сказку возводит психоаналитический подход.

Со сказками дети начинают знакомиться в дошкольном возрасте.

Сказочные герои не имеют индивидуальности, они просты и типичны, а иногда даже не имеют имени.

Книга Б. Бетелльхейма «Польза и значение волшебной сказки» обобщает опыт психотерапевтического воздействия сказки на ребенка. Автор этой книги выдающийся психоаналитик и психиатр. По его мнению, нарушения в развитии ребенка происходят с потерей смысла жизни, обрести который помогает сказка. Её задача заключается в том, чтобы увлечь ребенка, завладеть его вниманием, обогатить жизнь и стимулировать воображение. Она должна способствовать развитию интеллекта, уверенности в себе и в будущем.

Важная роль отводится народным сказкам, как элементам культуры народа, отражающим жизненную философию и передающимися от одного поколения другому.

Народные сказки характеризуются своими особенностями, они поэтичны и остроумны, правдивы и задушевны, наивны и мудры. Авторские же сказки отражают индивидуально-психологические черты самого писателя.

«Психологический анализ сказок» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ученые считают, что трудно установить время появления основных сюжетов сказок в масштабах человеческой культуры. Они являются устойчивой формой передачи информации и живут в культуре. Как сгусток человеческого опыта они понятны ребенку, а сказочные герои вполне досягаемы. На человека сказки оказывают влияние на бессознательном уровне.

Психологический анализ сказок

С точки зрения бихевиорального подхода сказка рассматривается как описание возможных форм поведения человека.

Сказка вполне может объяснить ребенку, «что будет, если…». Например, сказка о колобке объясняет, что может случиться, если далеко уйти от родителей.

При трансактном анализе сказки внимание обращается на ролевые взаимодействия и манипуляции. Сказочные персонажи могут описывать реального человека или даже лежать в основе какого-либо жизненного сценария.

Возможные варианты поведения в жизни описывает Э. Берн на примере Красной Шапочки или Спящей Красавицы. Описанием обычной семьи, состоящей из родителей и ребенка (сын, дочь), может стать сказка о хитрой лисе, глупом волке и удачливом зайце. С точки зрения психосинтеза герои сказки рассматриваются как субличности, как часть «Я» одного человека.

Сказки имеют такую важную черту, как трансформация – слабый герой сказки к концу становится сильным, значимым и самодостаточным, что говорит о повзрослении.

Взрослый человек, читая сказку, возвращается назад, в детство, а ребенок при чтении сказки движется вперед – это есть процесс индивидуации, основной мотив сказки, по мнению К. Юнга.

Есть ещё экзистенциальный подход к сказке. Его внимание обращено на такие стороны бытия, как выбор, отношение к смерти, умение принимать решения, быть свободным и независимым.

Сказка может предлагать и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии.

Психологические механизмы сказки и их влияние на развитие ребенка

Выделяют 6 психологических механизмов:

  1. механизм идентификации;
  2. механизм привития морально-этических норм поведения;
  3. механизм решения эмоционально-личностных проблем ребенка;
  4. механизм получения нового опыта;
  5. механизм снятия психоэмоционального напряжения и катарсиса;
  6. механизм решения возрастных задач через сказку.

Идентификация, по определению К. Юнга, является бессознательной проекцией себя на кого-либо.

Главными героями русских народных сказок обычно бывают младший из братьев, падчерица или дурак. Эти герои, как правило, обделены, поэтому вызывают у читателя сочувствие. В этом плане ребенку значительно легче идентифицировать себя с неумелым и не очень приглядным персонажем, и ребенок без особого труда может занять позицию сказочного героя.

Маленькому человеку смысл сказки становится понятным, потому что опирается не только на слова, текст, но и на изображение.

Это говорит о том, что книжки для детей должны быть с картинками.

Первые сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» ребенку читают в возрасте 2-3-х лет. В этих сказках зачастую присутствует съедобный персонаж, герои, являющиеся олицетворением родителей (дед, да баба), отрицательный персонаж, желающий съесть главного героя сказки. И, как правило, заканчиваются эти сказки отнюдь не в пользу главного героя - репку вытянули, яйцо разбили, колобка съели.

В этих сказках отражается определенная последовательность происходящих событий – рождение, взаимоотношения с родителями, взаимоотношения с незнакомыми.

Замечание 2

Таким образом, ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с родителями и ухода от них.

Что касается освоения морально-этических норм поведения, то женский образ, например, наполняется трудолюбием, домовитостью, терпением, скромностью («Рукодельница», «Марья-искусница»).

В сказках есть ситуации с моральным выбором, благодаря чему ребенок начинает понимать добро и зло – отрицательные поступки совершают плохие герои, а хорошие герои совершают добрые поступки.

Герои сказок проходят через какие-то испытания и не всегда у них всё успешно получается. Ребенок проживает эти ситуации вместе с героями сказок и в какой-то степени решает эмоционально-личностные проблемы.

Через сказку маленький человек приобретает новый опыт, принимая ту или иную модель поведения.

Через сказку он строит внутренние модели внешнего мира, приобретает качества для решения сложных ситуаций, потому что в сказках сталкивается добро и зло.

Через сказку ребенок снимает психоэмоциональное напряжение и происходит это в такой последовательности – сначала идет нарастание напряжения, затем наступает его пик и расслабление. Сказки построены по такой же логике – встреча с противником, упорная борьба и победа. Это хорошо просматривается в таких сказках, как «Кощей Бессмертный», «Змей Горыныч», «Царевна лягушка».

Для каждого возраста характерны свои психологические задачи, которые необходимо решить, а это значит, что для каждого возраста есть свои сказки.

Оральная стадии развития – 2-3 года идет стремление к аутоэротическому наслаждению. Она отражается в особенностях сюжета сказки «Колобок».

Бессознательные конфликты при преодолении запретов родителей решаются в возрасте 4-5 лет.

В сказке «Маша и Медведь» победа одерживается благодаря хитрости и уму главной героини.

Маша и Медведь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Маша и Медведь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В сказке «Гуси-лебеди» героиня побеждает благодаря содействию помощников, а в сказке «Волк и семеро козлят» эта помощь идет со стороны родителей (мамы-козы).

Уверенность в себе и доверие к родителям формируют у маленького человека умение решать сложные жизненные ситуации.

Довольно сложным является возраст 5-7 лет, когда у детей появляется Эдипов комплекс и комплекс Электры. Комплексы связаны с совершенствованием супер-Эго, с расширением защитных механизмов Эго.

В этом возрасте сказки делятся на сказки для мальчиков и сказки для девочек.

В первом случае, чаще всего героями сказок являются отец и его сыновья, мать, как правило, отсутствует. В сказках для девочек героями являются падчерица и мачеха.

Идет формирование нравственного сознания, попытка разобраться в том, что такое «хорошо» и «плохо», что такое «добро» и «зло».

В этом возрасте среди детей много ябед, они хотят поставить всё на свои места, а не просто из-за вредности. Если кто-то с их точки зрения ведет себя «неправильно», то об этом факте надо обязательно сообщить взрослым.

Так дети пытаются убедиться в правильности своих моральных суждений.

Кроме всего в 5-7 лет идет формирование половой идентичности, начинает пониматься своя половая принадлежность, основанная на подражании взрослым. Соответственно и сказки будут характерными для этого возраста. Для мальчиков «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», для девочек «Морозко», «Крошечка-хаврошечка».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot