Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Понятие и значение обстоятельств, исключающих административно-юрисдикционное производство

Всеми процессуальными кодексами, в том числе и Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусматривается закрытый перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что лицо не может быть привлечено к ответственности, а производство по юридическому делу – продолжено.

Определение 1

Обстоятельства, исключающие административно-юрисдикционное производство – юридические факты, которые свидетельствуют о невозможности или нецелесообразности привлечения лица к административной ответственности.

Юридическое значение данных обстоятельств состоит в следующем:

  • подлежат установлению по каждому административному правонарушению (п. 6 ст. 26.1 КоАП РФ);
  • препятствуют возбудить дело о правонарушении (ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ);
  • влекут прекращение дела о правонарушении (ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Классификация обстоятельств, исключающих административно-юрисдикционное производство

Причины, по которым производство по факту административного правонарушения должно быть прекращено, могут быть различными. Вся совокупность данных обстоятельств может быть классифицированы на:

  • объективные (связанные с правонарушением);
  • субъективные (связанные с личностью правонарушителя).

Объективные обстоятельства при этом можно подразделить на фактические, характеризующие собственно действие (бездействие), и юридические, связанные с правовым регулирование ответственности за данное деяние.

По времени возникновения обстоятельства, исключающие административно-юрисдикционное производство, делятся на:

  • ретроспективные, возникшие до момента рассмотрения дела субъектом административной юрисдикции;
  • перспективные, возникшие во время рассмотрения юридического дела.

Краткая характеристика обстоятельств, исключающих административно-юрисдикционное производство

  1. Отсутствие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Данное основание прекращения дела означает, что органом административной юрисдикции не установлено факта совершения деяния, запрещенного КоАП РФ.
  2. Действие в условиях крайней необходимости (ст. 2.7, п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Не может считаться противоправным деяние, формально подпадающее под норму КоАП РФ, но совершенное в целях предотвращения опасности, угрожавшей личности, обществу или государству. При этом закон указывает на два критерия правомерности таких действий: невозможность устранить угрозу иным способом и причинение меньшего вреда, чем предотвращенный.
  3. Отсутствие состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В данном случае несмотря на то, что факт деликта имел место, дело прекращается за отсутствием какого-либо обязательного объективного или субъективного признака состава правонарушения. В особую группу следует выделить требования к субъекту правонарушения: недостижение гражданином возраста административной ответственности или его невменяемость означают необходимость прекратить административное дело.
  4. Амнистия или отмена закона, устанавливавшего ответственность за административное правонарушение. Акт амнистии может повлечь прекращение административного дела, только если правонарушитель попадает под действие данного акта (по признакам самого лица и совершенного им деяния). Прекращение производства по делу вследствие утраты силы законом возможно только в том случае, если в то же время не устанавливается уголовная ответственность за данное деяние.
  5. Истечение сроков давности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Длительность и порядок исчисления давностных сроков урегулирован ст. 4.5 КоАП РФ; данные нормы направлены на то, чтобы своевременно устранять последствия административных деликтов и наказывать лиц, их совершивших. Считается, что истечение срока давности свидетельствует об утрате деянием свойства противоправности и вредности.
  6. Наличие вступившего в силу решения по данному факту (п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Обязательность судебных и правоприменительных решений заключается в том, что при наличии неотмененного решения по существу дела (как административного, так и уголовного) невозможно осуществлять еще одно, параллельное рассмотрение того же факта.
  7. Смерть физического лица или ликвидация юридического лица (п. 8 и 8.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Замечание 1

Специфическим основанием прекращения административно-юрисдикционного производства выступает его совершение военнослужащими или лицами, имеющими специальные звания (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ). Когда будут выяснены все обстоятельства деликта, производство по делу подлежит прекращению с целью привлечения виновных лиц к иному виду ответственности – дисциплинарной.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 19.07.2017
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot