Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дуалистическая монархия с примерами стран

Дуалистическая монархия

Определение 1

Дуалистическая монархия – это конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена конституционными актами и Конституцией, при этом монарх фактически и формально сохраняет свои властные полномочия.

Дуалистическую монархию также называют исполнительной монархией. При этом виде монархии власть монарха в сфере законодательства ограничивает парламент. Монарх обладает правом абсолютного вето относительно принимаемых законов, неограниченным правом роспуска парламента. Монарх формирует правительство, поэтому полнота политической власти принадлежит монарху.

Замечание 1

Характерной особенностью исполнительной монархии является формально-юридическое разделение между монархом и парламентом государственной власти. При этом в руках монарха находится исполнительная власть, а в руках парламента – законодательная.

Парламент избирается подданными (или их определенной частью). Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое лично им правительство или самостоятельно. Монарху принадлежит судебная власть, которая может быть в определенной степени независимой.

Дуалистическая монархия является первоначальной формой конституционной (ограниченной) монархии. Разделение властей при дуалистической монархии урезанное. Монарх вправе издавать чрезвычайные указы, которые имеют силу закона. Распуская парламент, монарх фактически заменяет исполнительную монархию абсолютной. Так, после роспуска парламента Иордании в 1974 году, следующие парламентские выборы прошли только в 1989 году.

Правительство несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В свою очередь, парламент может оказывать воздействие на правительство, используя право устанавливать бюджет государства. Это мощный способ управления, однако использовать его можно не чаще, чем раз в год. В то же время, депутаты стремятся не вступать с правительством вступая в конфликт и через него – с монархом, так как постоянно находятся под угрозой роспуска парламента.

«Дуалистическая монархия с примерами стран » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для дуалистической монархии характерен авторитарный политический режим. Государственный режим представляет собой ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия – это определенный компромисс между властвующей верхушкой общества, представленной феодалами и остальной частью населения, в котором преобладание остается за монархом и его окружением.

Примеры стран с дуалистической монархией

В истории дуалистическая монархия встречается нечасто. К наиболее ярким примерам можно отнести следующие страны и периоды их существования:

  • Российская империя – 1905-1917 гг.;
  • Австро-Венгрия – 1867-1918 гг.;
  • Германия – 1871-1918 гг.;
  • Япония – 1890-1947 гг.

Российская империя (1905-1917 гг.). В начале XX века наблюдаются процессы реформирования всей системы власти Российской империи. Появляется новое звено политической системы – Государственная Дума (первое в России представительное учреждение). Российское законодательство 1905-1906 гг. имело противоречивый характер, что касалось, главным образом, Основных государственных законов 1906 года, которые многие авторы называют Конституцией того времени. Конституционные преобразования еще не были завершены окончательно. Государственный Совет и Государственная Дума являлись первым российским парламентом.

Основные государственные законы установили некоторые конституционные ограничения абсолютной власти российского императора. В тоже время, оставшаяся совокупность его прав в областях исполнительной и законодательной властей оставалась довольно обширной. Императору принадлежали право абсолютного вето и учредительная власть. Монарх, благодаря отсутствию разграниченности сферы регулирования закона и указа мог единолично осуществлять регулирование важнейших общественных отношений. Практически полностью сохранилась неограниченная власть императора в сфере государственного управления. Монарх одновременно выступал законодательным органом, участником законодательного процесса, главой правительства и государства, верховным судьей.

Положение Государственной Думы, ее функции указывают на то, что в начале XX века объем полномочий народного представительства был намного уже, чем у законодательных органов западноевропейских стран. Государственная Дума была значительно ограничена в праве законодательной инициативы, в контрольной и бюджетной сферах.

Австро-Венгрия (1867-1918 г.). Представляла собой многонациональное государство и двуединую монархию в Центральной Европе. Было третьем по величине государством Европы того времени. Австро-Венгрия выступала реальной унией Австрии и Венгрии. Цислейтанский закон 1867 года определял компетенции унии: оборона, внешнеполитические дела и др. Правительство империи составляли союзные министерства, руководившие общими вопросами. Император возглавлял правительство. Для осуществления законодательства по общим вопросам было создано общеимперское представительство, в которое венгерский сейм и рейхсрат делегировали своих представителей на пропорциональной основе. Делегации Австрии и Венгрии заседали и принимали решения отдельно, но каждая из них могла потребовать общего заседания. Австрией управлял император из династии Габсбургов. Он же являлся королем Венгрии и Богемии. Исполнительную власть монарх осуществлял через министров, которые контрассигновали его акты. Законодательную власть император осуществлял посредством рейхсрата.

Германия (1871-1918 гг.). Эпоха Второго рейха. Во главе государства находился король Пруссии. Ему принадлежала законодательная и исполнительная власть (издавал распоряжения, обнародовал законы, отвечал за безопасность, назначал и увольнял чиновников исполнительной власти, назначал рейхсканцлера). Главой исполнительной власти в стране являлся канцлер, который нес ответственность перед депутатами рейхстага. Фактически, канцлер был единственным в стране министром. Все остальные министерские должности были у государственных секретарей. Двухпалатный парламент включал Бундесрат, или Союзный Совет – Верхняя палата и Рейхстаг – Нижняя палата. Состав Бундесрат формировался исходя из назначений местных правительств, а Рейхстаг избирался народом.

Японская империя (1890-1947 гг.). Своим образцом для создания Конституции 1890 г. Япония взяла Конституцию Пруссии. В соответствии с Конституцией император обладал практически неограниченной исполнительной, законодательной и судебной властью. Однако император никогда не принимал никаких важных решений без советников. Их власть распространялась довольно широко. В состав советников также входили: совет маршалов и адмиралов; министерство императорского двора; генро – особый совет из представителей крупных феодальных родов. Тайный совет рассматривал наиболее важные государственные дела, к нему обращались члены правительства при рассмотрении тех или иных дел, он одобрял императорские указы и т.д. Министерство императорского двора в состав кабинета министров не входило, ему не подчинялось.

Примеры дуалистической монархии в современном мире

Дуалистическая монархия в той или иной степени нашла отражение и в современном мире. Список стран, в которых существует исполнительная монархия сегодня невелик:

  1. Эмират Кувейт. Главой государства является эмир. Он назначает главу правительства, может распустить парламент, подписывает законопроекты и, при необходимости, отправляет их на доработку в Меджлис. Эмир пользуется юридической неприкосновенностью. Он назначает кронпринца, кандидатура которого также должна быть одобрена членами правящей семьи, утверждена Национальной ассамблеей. Премьер-министр назначается из членов правящей семьи. Он назначает посты в правительстве. Основными министерствами руководят члены правящей семьи. Законодательная власть принадлежит Национальной Ассамблее и эмиру.
  2. Княжество Лихтенштейн. Управление государством осуществляет князь. Он визирует принимаемые парламентом – ландтагом законодательные акты, обладает правом помилования и назначает государственных служащих. Князь имеет право налагать вето на решения референдумов, законопроекты, назначать и снимать членов правительства, распускать все правительство, назначать судей. Правительство – исполнительный орган, включает правительственного начальника и правительственных советников.
  3. Княжество Монако. Глава государства – князь, обладающий практически неограниченной властью. Глава правительства – Государственный министр и Государственный совет представляют исполнительную власть. Законодательную власть делят между собой князь и парламент в виде Национального Совета. Совет вносит поправки к правительственным проектам, ратифицирует международные договоры. Князь возглавляет судебную власть.
  4. Королевство Иордания. Власть сосредоточена у короля и его совета министров. Король подписывает законы, может наложить вето, которое можно отменить 2/3 голосов палат Национальной Ассамблеи. Король назначает судей, утверждает изменения в Конституции, назначает Премьер-министра.
  5. Королевство Марокко. Власть сосредоточена у короля и его совета министров. Король подписывает законы, может наложить вето, которое можно отменить 2/3 голосов палат Национальной Ассамблеи. Король назначает судей, утверждает изменения в Конституции, назначает Премьер-министра.
  6. Королевство Эсватини. Король обладает всей полнотой исполнительной власти, может назначать Премьер-министра и своих представителей в палатах парламента. Парламент - высший законодательный орган в стране, однако по настоящему законодательной властью не обладает, выполняя консультативные функции.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 15.08.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot