Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Активные методы обучения

Определение 1

Активный метод – это форма взаимодействия между педагогом и учащимися, при которой учащиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками образовательного процесса.

Понятие активных методов обучения и принципы их организации

Замечание 1

Активные методы обучения – это методы обучения, при которых деятельность учащихся носит творческий, продуктивный и поисковый характер.

Использование активных методов обучения способствует тому, что меняется роль учащихся, из послушных механически «запоминающих устройств» они превращаются в активных участников учебного процесса. Данная роль положительно сказывается не только на усвоении знаний, но и оказывает влияние на формирование активной личности, обладающей рядом актуальных навыков и качеств успешного человека.

Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагает опору на ряд принципов:

  1. Принцип индивидуализации – предполагает организацию многоуровневой системы воспитания и обучения детей, на основании учета их индивидуальных особенностей.
  2. Принцип гибкости – предусматривает вариативность обучения на основании учета пожеланий и запросов со стороны учащихся, непосредственно в процессе проведения учебного занятия.
  3. Принцип сотрудничества – предполагает равные и доверительные взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и взаимной ответственности педагога и учащихся.

Признаки активных методов обучения

Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков:

  • Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще не достаточно знаний. Имеет базис, на основании которого они начнут решение проблемы, а для ее конечного разрешения самостоятельно и активно будут формировать новые знания. Задача педагога оказать консультативную и направляющую помощь.
  • Адекватность учебно-познавательной деятельности – предусматривает соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемых ими знаний, умений и навыков.
  • Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и дискуссионную форму обсуждения, направленные на самостоятельный поиск учебной информации и получение знаний.
  • Индивидуализация – предполагает организацию учебно-познавательной деятельности на основании учета индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося.
  • Исследование изучаемых проблем и явлений – предполагает формирование фундаментальных навыков, необходимых для последующего успешного самообучения и самообразования.
  • Непосредственность, самостоятельность – направлены на взаимодействие учащихся с учебной информацией и материалами. Отличие от традиционного обучения состоит в том, что между учебной информацией и учащимся, не стоит транслятор в виде педагога.
  • Мотивация – активность обучения предполагает обязательное наличие системы мотивации у учащихся.
«Активные методы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Таким образом, активные методы обучения являются специфической группой методов, имеющих свои отличительные особенности и черты.

Классификация активных методов обучения

Классификация активных методов обучения предусматривает их деление на две основные группы, в зависимости от количества участников: индивидуальные и групповые.

Существует также классификация активных методов обучения, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых:

  1. Дискуссионные методы – построение на основании живого общения между участниками образовательного процесса, протекающего в форме дискуссий, совещаний, обсуждений и т.д. При этом учащиеся выступают в качестве активных участников, а педагог занимает позицию пассивно отстраненной стороны, выступает в качестве ведущего. В процессе обсуждения учащиеся высказывают свое мнение на рассматриваемый вопрос, рассуждают на тему его решения и т.д. Педагог выполняет функцию организатора взаимодействия между учащимися, при необходимости управляет и направляет течение дискуссии.
  2. Игровые методы – включают в себя использование ряда игр, таких как ролевые, деловые, организационно-деятельностные, имитационные, организацию психодрам и социодрам и т.п. В процессе обучения может использовать игровой метод, взята конкретная игра в «чистом» виде, либо несколько элементов из разных игр и обыгрывание их с учащимися. Допустимо проигрывание реальных жизненных ситуаций, реконструкция событий и т.д. Игровые методы активного обучения направлены на получение новых умений, навыков и опыта, которые не доступны учащимся в реальной жизни по ряду причин.
  3. Рейтинговые методы – направлены на активизацию учебной деятельности учащихся посредством соревновательного эффекта. Данные методы предполагают использование «рейтинга эффективности» и «рейтинга популярности». Педагог во время обучения наблюдает за активностью учащихся, их высказываниями, вкладом в решение учебных ситуаций и задачи и т.д., на основании всего этого он составляет рейтинг каждого учащегося, по заранее обговоренным параметрам.
  4. Тренинговые методы – направлены на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение учащихся. Педагогом используются такие виды тренингов как поведенческие и личностно ориентированные.

Каждый вид активных методов обучения имеет свою специфику содержания и организации взаимодействия между участниками. Для того, чтобы процесс обучения был направлен не только на получение знаний и умений, а был познавательным и развивающим, педагог должен использовать во время занятия не один определенный метод, а их взаимосвязанный комплекс методов.

Таким образом, активные методы обучения направлены на организацию сотрудничества педагога и учащихся, что позволяет значительно повысить качество и эффективность образовательного процесса.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot