Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этнопедагогика Волкова

Определение 1

Этнопедагогика – это наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, а также морально-этические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Сущность этнопедагогики Волкова

Геннадий Никандрович Волков – мыслитель, учитель, педагог, знаменитый советский профессор и писатель.

Г.Н. Волков разработал уникальные подходы к вопросам воспитания человека, именно он является основателем этнопедагогики в России, как научной области. В настоящее время положения этнопедагогики Волкова широко используются при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. Воспитательные подходы Волкова очень популярны и востребованы в педагогической среде.

Традиционная педагогика подразумевает обязательное включение в себя и воспитательно-образовательный процесс этнических особенностей воспитанников (учащихся). Это особенно актуально в нашей стране, которая является многонациональной.

Многие народности и этносы владеют эффективными и удивительными приемами воспитания, применение которых в современных условиях гарантирует высокий воспитательный результат. Важным является гармоничное соотношение применяемых методов этнопедагогики и принципов добросовестности и гуманности.

Замечание 1

По мнению Г.Н. Волкова, этнопедагогика – это самостоятельная педагогическая наука, которая занимается выявлением архаичных принципов воспитания и их последующим гармоничным включением в педагогический процесс.

Г.Н. Волков является разработчиком и популяризатором идей этнопедагогики в традиционную педагогику. Впервые его этнопедагогические идеи были представлены широкой публике в 1962 году. Именно с этого времени этнопедагогика получает широкое развитие и применение на практике.

«Этнопедагогика Волкова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Несмотря на всю популярность и востребованность данной педагогической науки, этнопедагогика имеет и критиков, которые считают, что архаичные средства и методы не актуальны и устарели, их применение в рамках современной педагогики просто не возможно. Основной упор критики делают на то, что у ряда народностей в вопросах воспитания присутствуют грубость, неконтролируемая стихийность и даже насилие (физические наказания). Однако Г.Н. Волков опровергает данные нападки и насыщает свои разработки этническим и народным достоянием в области воспитания и обучения детей.

Замечание 2

Предметом этнопедагогики Волкова является целенаправленный и четко обозначенный воспитательный процесс, основанный на этнических традициях.

Основой концепции Г.Н. Волкова является народная культура, которую он использует не целиком, а более прагматично.

Народная культура в этнопедагогике Г.Н. Волкова – это элементы народного фольклора, духовные ценности и семейный опыт, которые органично включаются в воспитательный процесс, в результате чего решается одновременно несколько задач воспитания и развития детей.

Цели и задачи этнопедагогики Волкова

В трудах Г.Н. Волкова образовательный процесс делится на два элемента: воспитательный и образовательный. Каждый из элементов должен обязательно включать в себя народные традиции. Важным моментов является точная и четка формулировка целей и задач работы.

Замечание 3

Основной целью этнопедагогики Г.Н. Волкова является всестороннее развитие у детей национальных ценностей и гражданского сознания.

Для достижения данной цели необходимо опираться не только на принципы гуманизма, но и учитывать творческое вдохновение каждого воспитанника, его национальные корни, историю и традиции его народа.

Задачами этнопедагогики Г.Н. Волкова являются:

  1. Формирование у подрастающего поколения уважительного отношения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народностей.
  2. Воспитание уважительного отношения к своему народу, Родине, его истории и традициям.
  3. Формирование гордости за принадлежность к конкретной этнической группе.

Этнопедагогика Г.Н. Волкова использует разнообразные методики и приемы воспитания, которые способны актуализировать этнические подходы к процессу воспитания. Для того, чтобы применяемые методы и приемы были действенны, педагогу в первую очередь следует выявить все воспитательные факторы, связанные с этнической принадлежностью воспитанников. Только на основании этого можно правильно и грамотно включить их в воспитательный процесс.

Методология в работах Волкова

Методы воспитания, которые были предложены Н.Г. Волковым в рамках этнопедагогики, являются весьма специфичными. В первую очередь это связано с тем, что костяк методологической системы воспитания этнопедагогики являются:

  • Требования
  • Уговоры
  • Приказы
  • Советы
  • Просьбы
  • Поверья

Встраивание данных методов в процесс воспитания очень прост, в том случае, если педагог предварительно определил психотип ребенка и учитывает его, подбирая наиболее оптимальные способы воспитания и развития.

Например, если ребенок спокоен, то для его воспитания и развития больше всего подходят такие методы как советы и просьбы. Если же ребенок, напротив, слишком своенравен и активен, то для него будут действенны методы требований и уговоров.

Подбор оптимальных методов воспитания в этнопедагогике является кропотливой и ответственной работой, выполнить которую способен не каждый педагог.

В трудах Г.Н. Волкова, большое внимание уделяется средствам этнопедагогики в вопросах воспитания. Каждое средство должно включать в себя традиции определенного этноса. Однако важным является учет и современных требований к нормам морали, этики и гуманности. Это связано с тем, что только адекватные факторы, способны оказать необходимое воспитательное воздействие на ребенка, научить его выражать свободно свои эмоции и мысли.

Самым распространенным педагогическим средством в любой воспитательной среде является общение. Необходимо оно для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, получить его доверие. На втором месте находится игра - важнейший психологический элемент. При помощи игры можно добиться невероятно успешных результатов. Грамотно выстроенный и четко спланированный игровой процесс позволит укрепить командный дух в детях, сделать их частью социума.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot